О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: Охота за светом и тенью ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
 
Логин:
Пароль:
 
Новый пользователь
Забыл пароль

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

Охота за светом и тенью

Новости светового рынка

Номер журнала: 3(28)-2007
Рубрика: Свет в интерьере
Автор статьи: Ольга Божко

Название итальянской компании Artemide для русских звучит почти как имя греческой богини–охотницы. Богиня помимо прочих своих обязанностей покровительствовала плодовитости. Совпадение плодовитости Artemide и ее греческой тезки, конечно, случайно, но думать о таких совпадениях приятно. Тем более что по количеству точных попаданий в цель и покоренных сердец та и другая вполне сравнимы.

Artemide Group была основана в 1959 году Эрнесто Гизмонди и Серджио Мадза. Офис компании находится в местечке Преньяна, что недалеко от Милана. Компания задумывалась как производитель осветительных систем, разработанных ведущими дизайнерами и архитекторами. Так что уровень амбиций с самого начала был очень высок. Основным же направлением уже тогда считалось оборудование для архитектурного освещения.

Сами учредители Artemide утверждают, что к возникновению компании привел чистый случай. Гизмонди и Мадза были, как водится, друзьями. Гизмонди был инженером–аэронавтом. Серджио Мадза, молодой архитектор, занимался дизайном интерьера и проектированием мебели. В то время итальянский дизайн только набирал силу. Его устремления были множественны и разрозненны. Гизмонди и Мадза почти в шутку обратились к популярным в ту пору экспериментам с пластиком. Световой гигант разрастался неспешно и к 1972 году только начал завоевывать международный рынок.

Одним из главных ноу–хау компании была полная свобода, которую она предоставляла дизайнерам. Разумеется, не только Artemide баловала дизайнеров, почти как художников эпохи Ренессанса, это была дань моде. Однако именно практика Artemide дала старт другим плодотворным, сегодня можно сказать, культовым, альянсам, таким как союз Этторе Соттсасса и компании Olivetti. Возникшая тогда традиция находить молодые таланты и объединять их в ассоциации была заложена в большой степени именно Artemide. Впрочем, и многие годы спустя она оставалась отличной площадкой для членов дизайнерских объединений, в том числе легендарных Alhymia и Memphis.

Первым по–настоящему знаменитым светильником Artemide стала лампа Tizio, спроектированная в 1972 году. Гизмонди говорит про Tizio с особенным трепетом: «Это действительно была наша самая успешная модель. Дизайнер Ричард Сапер, немец по происхождению, но выросший в Милане и окончивший здесь школу дизайна, однажды нашел меня и принес прототип лампы. Он был выполнен из стальных дисков и небольших кусочков дерева. Это была гениальная идея: использовать крошечную лампочку в 12 В, которую обычно можно видеть в автомобилях, без всяких проводов, соединяющих ее с основанием светильника. Подача электричества стала возможной через вспомогательные элементы, сообщающиеся между собой кнопками — как в одежде. Мы произвели больше двух миллионов таких лампочек. Я полагаю, что это самая известная модель в мире!».

Еще один «бестселлер» Artemide — настольная лампа Tolomeo Микеле де Лукки и Джанкарло Фассины — появилась в 1986 году. В эти два десятилетия светильники Artemide «объяснили» Европе, как выглядит итальянский дизайн светильников. Первая премия «Золотой циркуль» (Compasso d’oro) достался Artemide только в 1995 году — однако сразу за совокупность достижений.

Сегодня к наиболее известным коллекциям Artemide относятся Logico, Melampo, Castore и способный менять цвет света Mеtamorfosi. Некоторые ранние вещи тоже до сих пор находятся в производстве. Это Boalum, Nesso и Fatto. Всего в линии «современная классика» (Modern Classic) девять моделей, и все они были спроектированы в шестидесятые.

Другие линии включают множество моделей: для стен, для ванных комнат, для подсветки зеркал. Модель Pipe — странный цветок из мультфильмов о будущем — от известнейших швейцарских архитекторов Жака Херцога и Пьера де Мерона стала абсолютным хитом. Еще до официального показа на Миланском мебельном салоне архитекторы активно использовали ее в своих проектах, таких как школа танцев Laban Dance в лондонском пригороде Дептфорде. Тогда Pipe выпускалась только в потолочном варианте, ее напольная версия появилась год спустя. А уже в 2006 году немецкая премия Red Dot отметила светильники Херцога и де Мерона как «Лучшие из лучших». Сегодня лампы Artemide можно встретить в музейных коллекциях по всему миру: нью–йоркских Metropolitan и MoMA, в Национальной галерее современного искусства в Риме, Музее декоративных искусств Монреаля. Из последних достижений Artemide — большой и совсем необычный световой проект для гоночной трассы «Формула–1» в Шанхае. Для него были созданы 400 столбов, работающих на солнечной энергии. Энергия луча такова, что она способна освещать расстояние до десяти километров.

Сегодня оборот Artemide Group составляет более 100 миллионов евро. В нее входит шестнадцать компаний, тридцать пять официальных дистрибьюторов и производств в Италии, Франции, Германии, США, Венгрии и Чешской Республике. Недавнее приобретение компании — американская компания Rezek, модели которой по концепции и даже внешнему виду напоминают Artemide. Эта часть бизнеса имеет отношение в основном к американскому рынку.

Эрнесто Гизмонди уже семьдесят четыре года, но он до сих пор управляет компанией. В 2004 году он с гордостью принимал уже во второй раз «Золотой циркуль» за модель Pipe. В своей речи на торжественной церемонии он отметил, что приз невозможно было бы получить без серьезных вложений в научные исследования в области источников энергии, оптики и электроники. Это, по его мнению, и называется «управлением светом». Статистика же такова: около 7 % годового оборота компании инвестируется в инновации и техническое развитие продукта. Хотя на вопрос о том, можно ли объяснить феномен Artemide только увлеченностью технологиями, Гизмонди отвечает: «Нет, технологии не могут быть самодостаточными. Хороший дизайн означает кроме технологий еще и планирование. А планирование прежде всего важно для людей и того пространства, где они работают. У нас должны быть самые комфортные условия для жизни, какие только возможно придумать. И эти условия также включают и освещение. Нам приходится много трудиться, чтобы удерживать уже достигнутые позиции. Бежать изо всех сил, чтобы оставаться на том же месте».

О производстве Artemide известно следующее. Любая модель проходит технологическую экспертизу в специальных исследовательских центрах компании. Там исследуют не только ее безопасность, но и то, как будет проходить сам процесс производства — он больше напоминает создание произведения искусства. По каждому элементу светильника, будь он изготовлен из стекла или нового сплава с добавлением титана, можно запросить сертификат качества. Нацеленность на передовые технологии, крайне неразвитые во времена основания компании, с годами стала приносить все больше отдачи. Artemide, кстати сказать, одной из первых показала, как можно работать со светодиодами.

Принцип выбора дизайнеров у Artemide вполне итальянский: здесь оказываются только талантливые, но не обязательно заслуженные. Для Artemide работали Микеле де Лукки, Ливио Кастильони, Джанфранко Фраттини, Вико Маджистретти, Ричард Сапер, Джанкарло Фассина, сэр Норман Фостер, Карим Рашид, Этторе Соттсасс. Один из самых молодых в команде дизайнеров — француз Ора Ито, добавивший в этом году целых четыре новые модели в коллекцию, — рассказывает о сотрудничестве с Гизмонди: «Он никогда не выпустит продукт, способный повредить репутации прежде всего самого дизайнера. Гизмонди тратит на просмотр каждого из сотни набросков по секунде и раскладывает их на две стопки. В одной — три–пять набросков, в другой — все остальное. Отобранные модели, как после показывают продажи, безошибочны».

В новой коллекции для дома, представленной только что в Милане на выставке Euroluce, все на удивление просто. Светильники устраиваются на потолке симметричными каплями или волнами. Основной материал — матовое белое стекло. Правда, для абажуров настольных ламп и торшеров использовали серебристое покрытие с зеркальным эффектом. От экстравагантности предыдущих лет и стремления к сочетаниям многих цветов почти ничего не осталось. Возможно, так безыскусно и должна выглядеть коллекция переходного периода, когда в области формы уже все сказано, а радикально новых носителей света еще не придумано. Хоть ученые и утверждают, что до появления невиданных источников энергии еще ждать не меньше десятилетия, в Artemide почти уверены, что им удастся найти их и раньше.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design