О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: эпоха первоначального накопления люменов ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
 
Логин:
Пароль:
 
Новый пользователь
Забыл пароль

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

эпоха первоначального накопления люменов

Новости светового рынка

Номер журнала: 6(25)-2006
Рубрика: Тема номера
Автор статьи: Дмитрий Константинов

Анализируя эволюцию офисного освещения в обеих российских столицах на протяжении последних десятилетий, постоянно отвлекаешься. Ностальгические воспоминания об Олимпиаде, политинформациях и прогрессивках сменяет шелест перестроечных газет, ваучеров и первых реальных денег с портретом Б. Франклина, откуда–то тянет выхлопом нерастаможенных BMW и парламентским дымком, слышится иностранный говорок топ–менеджеров совместных предприятий, перемежаемый братской феней и молитвами турецких гастарбайтеров, наскоро делающих первые в стране евроремонты...

«Москва слезам не верит». Кабинет руководителя конца семидесятых: портрет Ильича и чешская настольная лампаГод 1970–й

В те далекие времена, когда от государства можно было получить бесплатную квартиру или срок за хранение свыше $50, светового неравенства, подчеркивающего служебную иерархию, в СССР практически не существовало. Даже секретари ЦК, не говоря уже о госснабовской начальнице Жене Новосельцевой, с девяти до шести пользовались демократичными лампами накаливания, в особых случаях упрятанными в «ленинские» абажуры зеленого стекла. Их локальный свет, преломляясь в гранях стакана с грузинским чаем, уютным круглым пятном ложился на передовицу «Правды», рацпредложение БРиЗ с резолюцией «Отказать ввиду нехватки фондов» и другие важные бумаги. Рядовым сотрудникам многочисленных советских контор полагались такие же настольные лампы, но не сразу, а если удавалось убедительно доказать кладовщице Зиночке Петровне, что недостаток света предпраздничным ноябрьским вечером не позволяет различать буквы пишущей машинки «Эра» или цифры арифмометра Mercedes. Правда, их корпус из темно–серого чугуна был скромнее, зато направление света регулировалось барашковой гайкой у «основания шеи» конусного абажура.

Что же касается освещения общего, как земля, тайга и интересы строителя коммунизма, то оно в служебных помещениях семидесятых годов прошлого века еще не было систематизировано и осуществлялось в силу архитектурных особенностей здания. Если это была жилконтора в «хрущевке» — сверху по–домашнему свисала пятирожковая люстра с пыльными лампочками Ильича. Если бригаде следователей ОБХСС приходилось засидеться допоздна над раскрытием дела бригады цеховиков — в купеческом особняке дореволюционной постройки зажигали театрально хрустальную люстру с электрическими лампами– «миньон», наспех вкрученными на место свечей. Если речь шла о разработках конструкторского бюро в специально для этого построенном в 30–е годы здании, — под пятиметровым потолком потрескивали и подмигивали в ребристой оправе длинные и толстые лампы дневного света, производимые в Саранске по инициативе товарища Сталина еще с 1949 года.

«Самая обаятельная и привлекательная». Освещение жестко привязано к каждому рабочему местуГод 1980–й

Массовое строительство многоэтажных бетонно–стеклянно–алюминиевых НИИ и заводских корпусов, изнутри так же требовало единообразия. Интерьеры советских контор того периода отделывались ракушечной плиткой по стенам, асбоцементной перфорированной плиткой на потолке, линолеумной плиткой на полу и содержали крепкую и функциональную мебель на лонжеронном каркасе. Освещение к тому времени уже проектировалось в общем комплексе строительно–отделочных работ согласно соответствующим СНиПам. Этот период отмечен наибольшим количеством версий люминесцентного освещения в истории, видимо, из–за отсутствия альтернативы. Конечно же, закручивать неоновые трубки в кольцо, как это было в авангардном фильме 1985 года «Жидкое небо» (не путать с небом ванильным) никто из художников–конструкторов (в это время их уже стали называть на западный манер «дизайнерами») в трезвом уме бы не решился, но... Из загранкомандировок в ГДР и ЧССР и под влиянием передвижных выставок «Росторгрекламы» в начальничьи интерьеры стали потихоньку просачиваться световые инсталляции, впечатляющие посетителей, а особенно командировочных, не меньше, чем фотообои с березовой рощей или берегом моря. Так называемые световые короба с люминесцентной подсветкой дефицитными полуметровыми трубками ДС закрывались полупрозрачным «молочным» стеклом, на который наклеивался слайд с видом велотрека «Крылатское» или петергофского фонтана «Самсон». Существовал и вариант «Би»: по прозрачному стеклу короба с помощью битумной мастики и разведенных бензином чернил для фломастеров наносилась так называемая «роспись», имитирующая настоящий витраж. Эти «светящиеся картины» были не только характерной деталью кабинета руководителя тех лет, но и вносили свою толику люксов в общую, довольно скудную, картину освещения. Почему–то вплоть до конца 1980–х считалось, что в кабинете товарища директора должен царить полумрак. Видимо, за счет этого помещение, как и его хозяин, казались больше и значительней. Иногда к коробам добавлялись лампы с клубами цветного воска, плавающими в расплавленном глицерине. Но это, скорее, более соответствовало «продвинутому» домашнему интерьеру, собирающему вечером проверенных друзей за просмотром первых видеофильмов.

Что же касается рядовых сотрудников, то их положение в рассматриваемый календарный период ощутимо улучшилось. Настольные лампы вслед за мебелью стали более функциональными — они имели уже несколько поворотных шарниров и крепились к столу или кульману при помощи струбцины. Чтобы не травмировать эстетических чувств, напоминающие рыбий скелет отражатели потолочных люминесцентных светильников начали закрывать полупрозрачными футлярами из органического стекла. Лампы по–прежнему в силу несовершенства пускорегулирующих устройств часто мигали или гасли вообще. Приходилось вызывать электрика, который долго возился на стремянке, стягивая неудобный метровый футляр и сверху посыпая конторских служащих матом вперемешку с крошками отставшей побелки.

Рядовые менеджеры конца 90–х: свет люминесцентных ламп Philips – один для всехГод 1990–й

В 1990 году в Ленинград приехал Инго Маурер. Его выставка низковольтных галогенок под сводами Этнографического музея в отечественной светотехнике произвела эффект залпа Авроры. Яркий и «живой» галогенный свет, который можно было перемещать и диммировать, пощелкав пальцами по проводам, надолго завоевал сердца отечественных дизайнеров и нарождающегося бизнес–класса. Окончательно к этому времени состоявшееся социальное расслоение и возможность более не скрывать свои финансовые состояния внесли в интерьеры офисов свежую струю. В еще не до конца осознавшую свои возможности страну обманутых вкладчиков хлынули иностранные предприниматели, которые ввели моду на джакузи и «евроремонт» — белые стены из гипсокартона, подвесной потолок «армстронг» и квадратные четырехламповые люминесцентные светильники Philips строго по размеру потолочных секций. Устанавливать и демонтировать их могли и наименее квалифицированные строители, а цена в $50 в этот сложный период первоначального накопления капитала в России была вполне приемлемой. Практически одновременно начала складываться и своеобразная световая иерархия для офисных помещений. Клерки получали люминесцентный свет уже окончательно обрусевших «филлипсов», на робкие просьбы о лампах настольных получая решительный отказ офис–менеджера: «А компьютер вам не светит, что ли?». Боссы пользовались светом исключительно галогенным. Он был везде — в торшерах, стеклянных витринах с дипломами и оружием, потолочных и настольных светильниках. Люминесцентные энергосберегающие лампы, рассчитанные на стандартный резьбовой патрон, за столами руководителей как–то не прижились. Они долго нагревались, набирая силу, а экономия электроэнергии в это время мало кого волновала — бурная жизнь коммерсанта была слишком коротка. В ряде случаев круглые галогенные даунлайты также врезались над ресепшеном с эффектной секретаршей и логотипом компании. Как правило, офисы молодых строителей капитализма располагались в уже изрядно обветшавших к тому времени бетонно–стеклянно–алюминиевых НИИ, и яркий свет галогенок в приемной отвлекал на себя внимание клиентов, оставляя в тени иные интерьерные недоработки. Приблизительно в конце 90–х в моду вошли светодинамические эффекты. К примеру, немецкая мебельная марка Nеuehaus, арендовавшая достаточно аскетичный интерьер МАИ на Ленинградском проспекте, создавала иллюзию роскоши на входе с помощью проецируемого на коврик у двери логотипа компании.

Переговорная комната начала нового тысячелетия: галогенные лампы объединяют, а декоративные светильники разделяют пространство. Московский дом национальностейГод 2000–й

В первые годы нового тысячелетия страна прочно встала на ноги после дефолта и освежила в памяти аристократические привычки столетней давности. Приезд в Россию звезд шоу–бизнеса перестал ассоциироваться с закатом их карьеры, выставки и мировые премьеры в обеих столицах стали чередоваться с завидной регулярностью. Возможно, кое–где заказчики все еще замуровывают неугодных архитекторов в бетон или жгут в каминах, но на фоне этих пережитков и перегибов жизнь понемногу налаживается. В Москве уже возводит высочайший в Европе небоскреб Норман Фостер, а на слово «светодизайнер» Яндекс выдает почти 8 тысяч ссылок. В сфере офисного освещения, по крайней мере, среди руководящего состава, мы вновь идем вровень с лучшими достижениями планеты. Устав от частой замены галогенок и высокого тепловыделения этих ламп, современные боссы постепенно меняют их на светодиоды, которые с каждым годом становятся все ярче. Офисы топ–менеджеров — а это началось еще в 90–е — становятся все более индивидуальными, постепенно избавляясь от советских и постперестроечных стереотипов. Помимо скрытого люминесцентного света в настенных и потолочных нишах (тренд сезона!), в них внедряются системы «умного» дома, формирующие световые сценарии. Что же касается клерков, то, поднимая голову, видишь все тот же люминесцентный четырехламповый «филлипс» на «армстронге». Хотя все не так уж и плохо, судя по кассетному кондиционеру в соседней ячейке, жидкокристаллическому монитору на столе, отменной скорости выделенки и далеко не самой плохой для этого города зарплате (я знаю, что этот текст сисадмин завтра положит на стол руководителя). Видимо, на этом витке офисная световая эволюция достигла своей вершины и далее остается лишь экстенсивное развитие — лампы T9 вместо Т5, не содержащие хрома отражатели и т. д. Правда, каждый год дизайнеры придумывают что–то новое, взять хотя бы светящиеся вешалки Карима Рашида. Видимо, на тренды в массовом офисном освещении помимо традиционных цены и качества сегодня влияет еще ряд факторов — удобство инсталляции, наконец–то экономичность, материальная заинтересованность завхоза и др. В любом случае, у нас по–прежнему есть, к чему стремиться и, что немаловажно, куда оглянуться с ощущением очевидного превосходства.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design