О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: верой и правдой ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
 
Логин:
Пароль:
 
Новый пользователь
Забыл пароль

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

верой и правдой

Новости светового рынка

Номер журнала: 2(22)-2006
Рубрика: Архитектурное освещение
Автор статьи: Юлия Лебедева

«Эти здания высотою более двадцати этажей, при отсутствии архитектурных достоинств, при вечернем освещении, когда тысячи огней переливаются в бесчисленных окнах, представляют величественное зрелище. Эти высокие дома господствуют над Нью–Йорком, и с моря в темную ночь город–великан, при дневном свете выглядящий прозаически, представляет феерическую картину», — писали сто лет назад российские журналы. И хотя сегодня дневной облик Манхэттена не назовешь прозаичным, куст сверкающих в темноте небоскребов по–прежнему остается самым впечатляющим произведением светодизайна всех времен и народов. Но случилось это не сразу.

Современную подсветку Крайслер Билдинг получило в 1981 годуМаяк и корона

По сохранившимся черно–белым фотографиям и цветным открыткам с ночными видами Нью–Йорка первых двух десятилетий ХХ века можно судить о том, что те здания–гиганты, чьи владельцы сочли нужным освещать их ночью, выделялись из темноты благодаря прожекторам заливающего света. Здание Вулворт, к примеру, подсвечивалось у цокольных этажей внизу, на переходе основного массива постройки к башне и на самом верху у пирамидальной крыши.

Панорама ночного Чикаго тех же лет полна светящихся высотных зданий, каждое из которых имеет свой силуэт. Большинство из них освещается по нижнему периметру и на самом верху. У многих на шпиле установлены мощные прожекторы, что придает небоскребам сходство с маяками. Пальмолив Билдинг (1928–1929) не только на фотографиях, но и на рисунках того времени изображается с лучами, далеко расходящимися в разные стороны от шпиля. Но все это пока весьма далеко от современного ночного облика небоскребов.

Похоже, что именно эпоха ар–деко подсказала, как именно следует освещать небоскребы, то есть как извлекать максимум пользы из их неординарного архитектурного решения. Первенство тут за Нью–Йорком, а именно за Эмпайр Стейт Билдинг (1931), чьи хозяева с самого начала уделяли большое внимание ночной стороне жизни здания. В 1932–м на его шпиле, как это было тогда принято, установили прожектор. Зажегся он в тот момент, когда Франклин Рузвельт стал президентом США. В 1956 году на высоте в 1100 футов установили четыре вращающихся прожектора мощностью в сорок пять миллионов свечей под названием Freedom Lights. Они светили на расстоянии 300 миль и, по мнению авторов этого решительного проекта, должны были оповещать мир о радушии и гостеприимстве Америки. В 1964–м верхние тридцать этажей здания подсветили широкими полосами света, и это было так красиво и символично, что Энди Уорхол посвятил ночному Эмпайр Стейт свой экспериментальный восьмичасовой фильм. Двенадцать лет спустя, во время празднования двухсотлетия США, с 72–го этажа до самой телевизионной антенны Эмпайр Стейт подсветили красным, белым и синим светом галогенных и люминесцентных ламп. Сегодня в световом репертуаре здания несколько десятков цветовых сочетаний — на все сезоны, на все праздники, на все случаи жизни.

За время, пока формировался ночной облик Эмпайр Стейт, менялось и освещение других небоскребов Нью–Йорка и Чикаго. На смену освещению, более или менее равномерно распределенному по высоте (цоколь — начало завершения — шпиль), пришло акцентное освещение, артистически обыгрывающее архитектурные особенности постройки, прежде всего его «корону». Сегодня и у того же Вулворт Билдинг, и у «готического» здания муниципалитета Нью–Йорка целиком освещены венчающие их башни, тогда как основная часть с наступлением ночи остается в темноте. Остается только удивляться, что само завершение Крайслер Билдинг получило достойное его красоты ночное освещение лишь в 1981 году. Зато сегодня именно его холодное, бриллиантовое сияние является главным украшением ночного Манхэттена.

Старое здание MetLife в Нью-Йорке с прожектором на шпиле. 20-е годыРусский небоскреб

Россия могла бы обзавестись собственным небоскребом еще до Второй мировой войны. Если бы Дворец Советов, в том виде, в каком его спроектировали в начале 30–х Гельфрейх и Щуко, был построен. Но в результате в Москве появились лишь его «дети» — знаменитые послевоенные «высотки». Семь двухсотметровых «замков» были заложены в 1947–м, в год 800–летия столицы. Построены из них, как известно, были только шесть.

Московские «высотки», напоминающие монументальным декором своих верхних частей целый ряд американских небоскребов 20–х, донесли до нас эхо ар–деко. Подобно этим же небоскребам, они не раз меняли свой ночной облик. С самого начала для освещения «высоток» использовали прожекторы разряженного света (с разрядными лампами). Жилые «высотки» освещались не так эффектно, как административные. Самую же впечатляющую подсветку получило здание МГУ на Ленинских горах, построенное в 1953 году и долгое время остававшееся самым высоким зданием Европы (240 м). В освещении его венчающих частей использовали и прожекторы, и контурную иллюминацию наподобие гирлянды. Сегодня оно по–прежнему является одним из наиболее эффектно освещенных зданий столицы. Как и в большинстве памятников архитектуры Москвы, в его подсветке сочетаются контрастные — теплый и холодный — оттенки белого света.

Башни и призраки

Если архитектура ар–деко подсказала светодизайнерам, что нужно сосредоточить свое внимание на «ударных» декоративных элементах, то захвативший затем весь мир функционализм внес в методы ночного освещения существенные коррективы. В самом деле, что выделять светом в здании, лишенном каких бы то ни было специальных акцентов, что подчеркивать в «коробке» из бетона, стали и стекла? Ответ один — его конструктивные особенности. Те самые, что позволяют сплошь облицовывать здание стеклом. Чтобы добиться эффектного ночного облика, в таких зданиях достаточно просто включить внутреннее освещение, которое и превратит его в невесомый кристалл, парящий на фоне темного городского ландшафта. Вспомнить хотя бы знаменитое здание Сигрэм Билдинг, выстроенное в Нью–Йорке Людвигом Мисом ван дер Роэ вместе с Филиппом Джонсоном. Этот «простой» стеклянный параллелепипед 1958 года, в котором воплотились идеи Баухауса, прекрасно демонстрирует свою строгую форму и ночью. И все благодаря лишь горящим окнам.

В световом репертуаре Эмпайр Стейт Билдинг несколько десятков цветовых сочетанийГорящие окна в модернистских постройках не раз становились средством достижения «театральных» эффектов. В определенный момент, в соответствии со специальной программой, зажигались группы окон, образуя на плоском фасаде надписи или изображения. Достаточно вспомнить дома–»книги» на Калининском проспекте — на главные советские праздники они «процветали» гигантскими знаками «СССР» или «1 Мая».

И все же главная цель светящихся окон — это превращение того, что днем тяжело и плотно, в невесомую сияющую субстанцию. В 1973 году архитектор Минури Ямасаки выстроил на Манхэттене печально знаменитые башни–близнецы Всемирного Торгового Центра. Почти тридцать лет и днем и ночью они были архитектурной доминантой Нью–Йорка. Их предельно простая, рациональная форма, в соединении с огромной высотой и горящими окнами, превращала их в узкие полосы, в потоки света, поднимающиеся с земли к небу. Спустя полгода после трагедии 11 сентября рядом с местом, где стояли башни ВТЦ, установили памятник Tribute in Light. Две мощнейшие прожекторные установки воссоздали из света бело–голубые силуэты башен. И эти силуэты, целый месяц напоминавшие людям о трагедии, поднялись гораздо выше, чем погибшие башни. Свет, всегда служивший верой и правдой архитектуре, задал собственные стандарты высоты, достичь которые реальной архитектуре пока не под силу.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design