О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: СВЕТЯЩИЙСЯ МАГНИТ ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
 
Логин:
Пароль:
 
Новый пользователь
Забыл пароль

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

СВЕТЯЩИЙСЯ МАГНИТ

Новости светового рынка

Номер журнала: 1(15)-2005
Рубрика: Архитектурное освещение
Автор статьи: Валентина Куделина

Чтобы создать яркий, запоминающийся и вместе с тем узнаваемый облик торгового центра, совсем не обязательно тратиться на грандиозную реконструкцию.
Порой достаточно подсветить фасад здания - и волшебный магнит света станет притягивать взоры людей, включая потенциальных покупателей

Прожектор - на фасад

Конкуренция заставляет коммерсантов искать все новые способы борьбы за покупателя. Броская световая вывеска и сияющие витрины - это далеко не все современные средства оформления торговых площадей. Выделить магазин из ряда других можно с помощью удачного освещения фасада здания. Универсальных правил, регламентирующих, какой тип освещения нужно применять в том или ином случае, нет, зато есть множество вариантов светового оформления, предоставляющих простор для фантазии дизайнеров. Человеку неподготовленному трудно представить, как будет выглядеть здание с вечерней подсветкой, подсчитать, сколько нужно света, какие светильники наиболее эффективны и экономичны. В этих вопросах лучше довериться светодизайнерам, чьи опыт и мастерство, вкус и чувство меры смогут преподнести тот или иной торговый центр в самом выгодном свете.

В недалеком прошлом в нашей стране внешнее освещение зданий было минимальным. Если уж и подсвечивались какие-либо строения, то это были как раз торговые, причем выделялись не фасады, а их элементы - витрины, вывески. И характер они носили скорее не рекламный, а информативный. Хорошо оформленными и освещенными витринами в 70-е годы прошлого столетия славились, например, ЦУМ, универмаги "Москва", "Краснопресненский", другие крупные торговые комплексы. Сегодня активно осваиваются другие плоскости зданий - фасадные.

Чем раньше, тем лучше

Если речь идет о готовом здании, то светодизайнеры в какой-то степени связаны его архитектурным стилем. Кроме того, на подобном объекте монтаж, сопряженный с прокладкой многочисленных кабелей, может повредить фасад. Поэтому лучше всего думать об освещении на стадии проекта. Сейчас строится множество новых гипер-, супер-, мини- и просто маркетов, приходящих на смену мелким торговым точкам, и наконец-то заказчики начинают понимать, что выгоднее, дешевле и эффективнее решать задачу освещения на проектной стадии. Такого же мнения придерживается и наш экс_ перт - профессор, доктор архитектуры, руководитель мастерской № 9 архитектурного освещения ГУП "Моспроект-3" Николай Щепетков: - Нам пришлось делать несколько проектов внешнего освещения торговых предприятий. Одни реализованы на существующих зданиях в ходе реконструкции, например, фасадное освещение супермаркета "Новогиреево", другие - в процессе проектирования и строительства - здание СТД на Страстном бульваре, или третья, офисно-торговая, очередь Центра Мейерхольда на Новослободской улице. А вот проект освещения гипермаркета на Рублевском шоссе разработан на самой ранней, утверждаемой стадии, задолго до строительства (кстати, это здание до сих пор находится в стадии проектирования). Каждый объект имеет свои особенности, но какие-то общие черты все же есть. Когда мы имеем дело с уже существующим зданием, многое зависит от заказчика. Есть примеры плодотворного сотрудничества. Так было, когда архитекторы нашей мастерской работали в тесном контакте с владельцами торгового центра "Новогиреево", и результат, по-моему, получился очень неплохой.

Площадь, на которой он расположен, весьма многолюдная, перегруженная транспортом, была темной в вечернее и ночное время. Теперь она интенсивно освещена благодаря архитектурному свету, а не дополнительным уличным светильникам. Не понадобилось ни новых фонарей, ни опор, ни прожекторов, просто освещение фасада способствует и освещению пешеходной зоны.

Надо сказать, что проект предусматривал применение достаточно дорогих итальянских светильников, которые в Москве в таком масштабе для уличного освещения использовались, возможно, впервые. Сложность состояла в том, что люминесцентные приборы при наших морозах на улице плохо включаются. Ну а специальные средства, повышающие надежность их работы, например, электронные стартеры и усиленная изоляция, значительно увеличивают стоимость проекта. Цена одного прибора, рассчитанного на внешнюю среду, вдвое больше, чем применяемого во внутренних помещениях. Тем не менее мы нашли понимание со стороны заказчика, поставившего во главу угла приоритеты качественного освещения. Разумеется, наши специалисты смогли минимизировать затраты. К тому же я убежден: вложенные инвестором деньги обязательно вернутся, потому что внешнее освещение, если оно сделано профессионально и качественно, - мощное средство рекламы.

Центр, и не только торговый

Торговый центр "Новогиреево" расположен на площади у пересечения Зеленого и Свободного проспектов. Рядом находятся крупные здания, формирующие общественный центр этого района: кинотеатр "Киргизия" и торговый комплекс "Перово". Такое местоположение ТЦ "Новогиреево" в застройке и его внушительные размеры (двухэтажное здание, представляющее собой прямоугольник со сторонами 136 и 35 метров) делают его одной из градостроительных доминант районного значения.

В дневное время площадь имеет довольно вялый, невыразительный силуэт и некомфортное для пешехода зонирование. Вечером площадь была практически не освещена, за исключением назойливой светорекламной установки игорного клуба "Джекпот". Поэтому появление в застройке районного общественного центра первого здания с художественно решенной подсветкой фасадов выделило его в вечерней панораме и улучшило световую среду площади.

Для архитектурного освещения фасадов ТЦ "Новогиреево" в качестве основного использован прием "светового карниза". Осветительные приборы с люминесцентными лампами размещены под венчающим козырьком здания на всем его протяжении. На главном, южном фасаде установлены приборы с двумя люминесцентными лампами, а на других фасадах, полностью или частично прикрытых козырьком, - с одной. Для освещения фрагментов стен первого этажа использован аналогичный световой карниз, прерываемый входами, нишами и пластическими элементами и размещенный в "подсечке" стен между 1-м и 2-м этажами. Для обогащения световой композиции ниши на фасадах здания интенсивно подсвечены синим светом металлогалогенных ламп. Ниши входов освещены встроенными в козырьки приборами с компактными люминесцентными лампами.

Фрагменты двух фасадов, не имеющих венчающего козырька, освещаются прожекторами с металлогалогенными лампами с той же цветовой температурой, что и люминесцентные лампы "светового карниза". Использованы также прожекторы-кососветы, которые установлены на кронштейнах на карнизе здания стеклом вниз, к стене.

Благодаря реализации проекта решены основные светокомпозиционные задачи:
- здание четко выделяется в вечерней панораме района; торговый комплекс имеет выразительный световой образ;
- освещение здания улучшило световую среду на площади у станции метро "Новогиреево".

Как можно все испортить

Справедливости ради надо сказать, что совместная работа проектировщиков, заказчиков и подрядчиков бывает далеко не всегда такой безоблачной.

Если не вести авторского надзора (а это хлопотное и растянутое по времени занятие), то на выходе можно получить совсем не то, что было заложено в проекте. Вот что говорит наш собеседник:
- Бедой двух других объектов, с которыми работала мастерская, - СТД на Страстном бульваре и Центр им. Вс. Мейерхольда - стала несогласованность действий проектировщиков, заказчиков и подрядчиков. Мы сделали проект, передали заказчику, а подрядная организация, которая его реализовывала, попросту игнорировала нас. Половину светильников, предусмотренных проектом, подрядчики изъяли - то ли для удешевления сметы, то ли из каких-то других соображений. В итоге получился "кастрированный", неполноценный с точки зрения освещения объект. Видимо, возобладала логика: "Там, где неудобно, монтировать свет не будем". Конечно же, мы разочарованы результатами такой работы и считаем, что самозваное "соавторство" испортило проект.

Свет - двигатель торговли

В Москве много торговых предприятий, которые занимают здание целиком или его нижний этаж, и в этих случаях освещение выплескивается на фасад и работает собственно как реклама. А реклама, как известно, - двигатель торговли.

И если освещение удачное, то здание даже без размещенных на нем логотипов привлекает к себе внимание покупателей. В некоторых зарубежных странах принято брать налог с владельца освещенного здания. У нас же, наоборот, создан режим благоприятствования для инвестора, потратившегося на освещение фасада своего здания. Он платит только за систему и ее монтаж, а потом - за потребляемую электроэнергию. При современных источниках света затраты на внешнее освещение несоизмеримо малы по сравнению с тем количеством электроэнергии, которое требуется на обеспечение работы, скажем, холодильных установок, кондиционеров или столь любимых служащими офисов микроволновок и чайников. Экономия "на лампочках" - миф и не более того. Может быть, если речь идет о квартире, лампы накаливания и делают погоду. Но на улице вместо ламп накаливания используются экономичные газоразрядные осветительные приборы.

Каждому магазину - свой образ

Освещение каждого магазина должно быть оригинальным. Например, то, что применено для сети аптек "36,6", совсем не похоже на освещение других аптек, а подсветка магазинов OGGI совершенно иная, чем магазинов MEXX.

Световой образ здания - это своего рода одежда, которая сегодня может быть ультрамодной, а завтра устареть, считает Екатерина Каменева, руководитель отдела развития компании LIVAL Центр Технического Света, эксклюзивного представителя в России финского завода LIVAL. Дизайнеры этой компании, работающей на рынке около 10 лет, приверженцы, главным образом, классического стиля освещения зданий.

- Закладывая освещение на этапе проектирования, - говорит г-жа Каменева, - заказчик значительно упрощает процесс монтажа, уменьшает его стоимость. Как правило, мы работаем с проектировщиками. Но если проекта нет, мы делаем его сами. Сегодня очень актуальна тема ресурсо- и энергосбережения. Наши клиенты все чаще задумываются о том, чтобы освещение было достаточно экономичным. У нас разработана целая программа наиболее эффективных вариантов. Мы широко применяем экономичные металлогалогенные лампы, дающие больший уровень освещенности при меньших энерго затратах. LIVAL разработал один из самых маленьких в мире металлогалогенных прожекторов. В зависимости от конкретных требований он может давать и направленный, и рассеянный свет. Для наружного освещения актуальным становится светодиодное освещение. Например, мы достаточно давно и успешно сотрудничаем с изготовителем светодиодного осветительного оборудования, итальянской фабрикой ARES. Следим за новинками рынка, включаем их в наш ассортимент.

Световая графика

Приемы освещения фасадов могут быть самыми разнообразными и напрямую зависят от архитектуры фасада и фантазии светодизайнера. В строительстве торговых зданий возвращается тенденция 1970-х годов, когда конструкции зачастую возводили без окон. Помещение лишено дневного света, зато все стены внутри можно использовать как стенды, полки для выкладки товара. Проблема освещения решалась с помощью искусственного света, причем за счет дешевых люминесцентных ламп, массовый выпуск которых начался в 1950-х годах.

Считалось, что естественный свет в производственных и торговых зданиях не нужен. Правда, потом обнаружилось, что человек все-таки должен иметь определенную психологическую связь с внешним миром: хоть изредка выглядывать в окно, видеть, какая там погода, какое время дня, что происходит на улице. Сейчас, видимо, это забылось, и во многих, даже остекленных зданиях, проемы пытаются загородить щитами, сделать безоконный фасад и на нем смонтировать рекламу. В связи с этим в освещении часто применяется прием, который условно можно назвать световой графикой. Различные композиции световых приборов - линейных и точечных - создают определенный светографический рисунок на фасаде в виде линий, надписей, логотипов, символов. Все это делается с помощью газосветных трубок, часто применяется фибероптика, широко используются дюралайт, неон.

А каким должен быть стиль светового оформления, уровень освещенности?

Свет - мощное средство воздействия на человека на подсознательном уровне. Неосвещенное здание создает образ чего-то опасного, а от слишком яркого света человеку делается неуютно. Очень важно найти золотую середину, соблюсти баланс. А это могут только профессионалы.

- В принципе, для торговых зданий подходит яркая, отчасти "базарная" мишура, - считает Н.И. Щепетков, - и здесь уже от искусства дизайнера зависит, какой световой рисунок создать, используя те или иные осветительные приборы. Нет технических изделий, которые сами на себе несли бы отпечаток плохого или хорошего вкуса. Все зависит от того, как ими распорядиться, что из них создать, какую световую композицию.

Когда пять-семь лет назад город был заполонен разномастными палатками, особенно вблизи вокзалов, все было перетянуто световыми шнурами, бушевала стихия дюралайта. Кошмарное было зрелище: рынок, "шанхай"! Сейчас постепенно, во-первых, сами палатки исчезают, объединяясь в крупные объекты с более приличной архитектурой, во-вторых, и дешевые приемы, эта пошлость исчезают. Хотя неон в какой-то мере остается. Многочисленные казино и "джекпоты" вообще без кричащего света обойтись не могут.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design