О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: ТОНЬШЕ ВКУСЫ, ВЫШЕ ЦЕНЫ... ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
 
Логин:
Пароль:
 
Новый пользователь
Забыл пароль

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

ТОНЬШЕ ВКУСЫ, ВЫШЕ ЦЕНЫ...

Новости светового рынка

Номер журнала: 6(14)-2004
Рубрика: Ландшафтное освещение
Автор статьи: Михаил Павлов

Рубрика «Ландшафт» и по объему, и по регулярности появления в нашем журнале уступает как «Городу», так и «Интерьеру». Это неудивительно, поскольку ландшафтное освещение – относительно узкий сегмент светового рынка. Кроме того, если профессия светодизайнера для России в принципе явление редкое, то специалист по ландшафтному освещению – тем более.

Какие изменения произошли в этом специфическом секторе в 2004 году? Далеко не всякий специалист мог бы исчерпывающе ответить на этот вопрос. Поэтому мы обратились к нашему постоянному автору, ландшафтному светодизайнеру, руководителю компании «Студия Садового Света» Юрию Медведеву, одному из немногих профессионалов, которые, не разбрасываясь по рынку и четко обозначив свою специализацию, имеют сейчас обширную практику и предметное понимание выбранной сферы деятельности.

- Юрий, полтора года назад, на организованном вами в рамках выставки «Арх-Москва - 2003» семинаре, вы прогнозировали, процитирую, «скорое возрастание темпов индивидуального строительства и укрепление тенденции к созданию жилой среды, гармонизирующей с личностью заказчика». Ваши ожидания сбываются?

- Безусловно, причем опережающими темпами.

- Вы связываете это с совершенно конкретными причинами или…

- Причины, на мой взгляд, и очевидны, и объективны. Во-первых, круг домовладельцев и потенциальных владельцев расширился за счет общего роста численности так называемого среднего класса. Во-вторых, я наблюдаю отчетливо прогрессирующую тенденцию вложения средств, накопленных этим классом, в недвижимость, причем не в городские квартиры, а именно в загородное, персональное, я бы даже сказал, персонифицированное строительство. Возможно, это связано с неустойчивым, каким-то разбалансированным состоянием банковской сферы или с другими невидимыми нам тенденциями, но сам факт – очевиден! Третья причина – существенное увеличение доходов в верхнем ценовом сегменте. Сейчас рост рынка во многом поддерживается именно за счет строительства и благоустройства элитных, «продвинутых» домовладений и земель. Иными словами, чем тоньше вкусы, тем выше цены…

- Какие еще изменения произошли в этом секторе рынка за последние год-полтора?

- В сравнении с 2002 годом можно уверенно говорить о возникновении моды на фасадное освещение особняков и ландшафтное освещение территорий вокруг них.

- В чем это выражается?

- В том, что сейчас почти у всех состоятельных клиентов формируются не просто туманные пожелания «сделать красиво», а осознанный, да, именно осознанный, спрос на индивидуальное архитектурное освещение своих резиденций. Стандартный функциональный набор – фонари над входом, фонари на гараже, фонари возле калитки, фонари на столбиках вдоль дорожек – уже никого не устраивает.

- А что устраивает, что сейчас модно заказывать ландшафтному светодизайнеру?

- Я бы сказал так: люди стали видеть в свете не только источник освещения, но и источник создания атмосферы, настроения. А ведь комфортная атмосфера, приятное настроение – это все очень личные моменты. Создавая их, использовать типовые решения в принципе невозможно. Поэтому сейчас модным оказывается то же, что и десять, и двадцать, и сто лет назад – индивидуальный подход и персональное решение!

- Вы, кстати, могли бы назвать себя модным ландшафтным светодизайнером?

- Я мог бы назвать себя кем угодно, но это не имеет отношения к нашей теме... Вернемся к рынку?

- Согласен. Какое оборудование сейчас наиболее востребовано?

- Вы знаете, здесь тоже в последнее время начинают прослеживаться очень интересные вещи. Скажем, именно в последний год стало больше продаваться световых приборов наружного освещения – очень разных, и дешевых, и дорогих, но явно больше. В принципе, объем продаж приборов наружного освещения всегда значительно уступал продажам приборов внутреннего назначения. Это понятно. Сначала надо устроить интерьер – это святое, свое, интимное… Но сейчас разрыв постепенно сокращается. То ли внутри все уже освещено, то ли люди перестают ограничивать жизненную сферу четырьмя стенами, не знаю. Но и этот факт для меня очевиден: уже и в частных владениях свет понемногу выходит на улицу.

Отмечу и такой интересный момент: в последнее время резко возросла динамика продаж наиболее, как сейчас говорят, «навороченных», дорогих и качественных приборов европейских производителей – встраиваемых в землю аплайтов, акцентных прожекторов, линейных светильников, оптоволоконных систем, – всего и не перечислишь. Поэтому, если мы посмотрим реальную статистику за прошедший год, то средняя стоимость системы на наружное освещение выросла более чем вдвое!

- И разумеется, все это оборудование от западного производителя?

- А что ж вы хотели? В России и архитектурное освещение, и световой дизайн интерьеров еще долго будут зависеть от западных производителей. Рассуждения о том, что мы отстали от Запада в развитии производства и технологий, стали общим местом, но это действительно так. Ведь облик любого частного дома или ландшафта формируют технологии, которые соответствуют потребностям реального человека. Но у нас почти сто лет работали по принципу «все для фронта, все для победы!». А западные технологии все это время опирались на частные потребности человека и действительно удовлетворяли их. Поэтому, хотим мы того или нет, мы вынуждены еще долго заимствовать самые разные западные технологии и отталкиваться от доминирующих там стилей. Это не плохо, это – естественно!

- Многие светодизайнеры часто сетуют на отсутствие взаимопонимания между ними и заказчиком. А вы способны, говоря вашими же словами, «эмпатировать», чувствовать потребности заказчика и удовлетворять им?

- Заказчик-то, знаете ли, изменился за последнее время, сильно изменился – и понимание специфики нашей работы, и требования к ней со стороны заказчиков заметно выросли. Сейчас ведь уже не получишь заказ по старинке, нарисовав не относящуюся к делу красивую картинку или выдав за светотехнический проект первую пришедшую в голову расстановку приборов в плане. Вы не представляете, сколько времени приходится экспериментировать с приборами в ландшафте, тщательно подбирая форму отражателей, линзы, мощность ламп для создания многоплановых световых сцен.

А непонимание, конечно, тоже иногда возникает. Это же творческий процесс! Кстати, иногда это связано с приверженностью ряда заказчиков к модным, престижным световым технологиям. У меня был такой комичный случай, когда представитель заказчика, уточняя, какие приборы мы собираемся применить на его участке, сразу предупредил: черно-белый свет мне здесь не нужен, ставьте цветной. Он имел в виду приборы с RGB-динамикой. Ну что тут поделать, пускаться в объяснения, что белый свет – вовсе не «черно-белый», а как раз полноцветный...

В целом же, мне везет – работаю с умными и адекватными заказчиками. Это и трудней, и интересней. Потому что как раз такие клиенты заказывают не освещение, а именно атмосферу и настроение, о которых мы уже говорили.

- Год назад, говоря о ситуации с ландшафтным освещением, вы, с одной стороны, подчеркивали специфичность этой области, а с другой, определяли роль архитектора как ключевую в реализации световых проектов и одновременно сетовали на проблемы с кооперацией, точнее, координацией действий архитектора и светодизайнера. Изменилась ли ситуация сейчас?

- Нет, это как раз та единственная сфера, в которой за год не произошло никаких подвижек. Между тем, заказчики уже определенно желают получать комплексную услугу, получать ее от одного подрядчика – и проект, и поставку оборудования, и монтаж, а возможно, и обслуживание приобретенной системы освещения. А рынка услуг независимых светодизайнеров как не было, так практически и нет, потому что самих светодизайнеров очень мало. Большую часть услуг такого рода предлагают специализированные светотехнические компании, иногда – архитектурные бюро, некоторые компании, которые занимаются ландшафтным дизайном.

- Когда в этой, как вы говорите, сфере, наступят изменения к лучшему? И что вообще ждет рынок ландшафтного света в следующем году?

- Во-первых, ландшафтный рынок – это целая совокупность рынков: рынок проектных услуг, светодизайн, проектирование осветительных установок, рынок продажи приборов наружного освещения. За последний год почти все эти субрынки показывают положительную динамику, что неудивительно. И я думаю, она сохранится.

Кроме того, как ни специфична область ландшафтного освещения, ее все равно определяют общие тенденции светового рынка. Поэтому многое зависит от ситуации в целом – и в России и за рубежом. По природе я оптимист, но у меня больше всего беспокойства вызывает именно рынок услуг независимых светодизайнеров. Светодизайнеры до сих пор имеют неопределенный статус. Их никто не готовит. В общероссийском реестре профессий такой специальности вообще нет. Поэтому неудивительно, что именно эта сфера услуг на рынке ландшафтного дизайна самая инертная. Причем здесь известное выражение «рынок все отрегулирует» не работает. Ничего он не отрегулирует, потому что это вообще не рыночная проблема, а, скорее, административная, организационная! И в этой связи я бы высказал несколько критических замечаний в адрес «Иллюминатора». Опубликуете?

- Да ради Бога!

- Я очень ценю ваше издание, иначе не являлся бы его постоянным автором, но в то же время вы порою, как у нас говорят, «за деревьями не видите леса». Иными словами, вы много места и времени уделяете конкретным объектам – анализу реальных проектов и проблемам их реализации. А специализированные СМИ, на мой взгляд, должны уделять больше внимания именно тенденциям, а не объектам.

- По-моему, мы в последний год двигаемся именно в этом направлении.

- Вот и хорошо. Возьмитесь за проблему со статусом светодизайнера, проведите свое исследование, разберитесь «откуда, куда и почему». Для рынка это будет важнее, чем рассказ об еще одном удачно или неудачно подсвеченном объекте. Публикация результатов такого исследования, я уверен, даст дополнительный импульс нашей профессии. А чем больше будет в России студий садового света, тем прекраснее будут ее сады!

- Вы не боитесь конкуренции?

- Не боюсь.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design