О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: И плывет корабль :: свет, дизайн, светодизайн, проект освещения, светотехническое оборудование, равномерное освещение,  прожектор, искусственное освещение
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
 
Логин:
Пароль:
 
Новый пользователь
Забыл пароль

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

И плывет корабль

Новости светового рынка

Номер журнала: 4(18)-2005
Рубрика: Свет в интерьере
Автор статьи: Роже Нарбони

Как достичь невесомости с помощью света, знают авторы проекта освещения дизайн-центра PSA Peugeot Citroёn в Велизи

Западный вход и ресепшн дизайн-центра выделены светом, льющимся с эспланады. Стеклянный блок лифтов, обслуживающих центр, с наступлением ночи превращается в светящуюся колонну.
Как достичь невесомости с помощью света, знают авторы проекта освещения дизайн-центра PSA Peugeot Citroёn в Велизи

Объект: дизайн-центр PSA Peugeot, Citroёn, Велизи, департамент Ивелин, Франция
Архитектурный конкурс: апрель 2000 г.
Окончание работ: июль 2004 г.
Заказчик: PSA
Разработчик: архитектурное бюро Ripault-Duhart, руководитель проекта Сириль Травье
Проектное бюро: SETEC Batiment
Светодизайн: Роже Нарбони, агентство CONCEPTO, Венсан Тьессон, руководитель проекта внутреннего освещения, Сара Кастанье, руководитель проекта освещения демонстрационного зала
Ландшафтный дизайн: агентство Latitude Nord, Жиль Векслар, Лоранс Вашеро
Акустика: LASA
Генеральный подрядчик: SICRA GTM
Электротехнические работы: INEO
Поставщики светотехнического оборудования: THORN, Philips, Sammode

Дизайн-центр группы компаний PSA, построенный архитектором Жаком Рипо недалеко от Парижа, напоминает гигантский корабль. Здание состоит из нескольких чередующихся ярусов из стекла и бетона. На верхнем уровне расположен эллипсовидный демонстрационный зал.

Перпендикулярный свет

Каждая отдельная система - это два ряда люминесцентных ламп (дневной свет 4000 K, CRI 85). Такие системы позволяют создавать на больших пространствах мягкое, комфортное и абсолютно равномерное освещение
Светильники на подставках освещают зоны контроля посетителей и персонала и ресепшн.
Западный вход и ресепшн дизайн-центра выделены светом, льющимся с эспланады. Стеклянный блок лифтов, обслуживающих центр, с наступлением ночи превращается в светящуюся колонну. Светильники на подставках освещают зоны контроля посетителей и персонала и ресепшн. Грандиозная витрина дизайн-центра-его выставочное пространство - оснащена модулируемой системой рельсов и прожекторов.

Зимой и в вечернее время искусственное освещение полностью заменяет естественное. Линейные системы освещения THORN установлены перпендикулярно плоскости фасада на высоте около пяти метров с равными интервалами: от 2 м до 40 см. Каждая отдельная система - это два ряда люминесцентных ламп (дневной свет 4000 K, CRI 85). Такие системы позволяют создавать на больших пространствах мягкое, комфортное и абсолютно равномерное освещение (средняя освещенность 1200 люкс на уровне макетов автомобилей).

Преимущества такого типа освещения заключаются в следующем. Во-первых, оно эффективно уравновешивает естественное освещение, идущее из окон и создающее контровое освещение макетов автомобилей, и верхний свет. Во-вторых, оно естественно, без видимой границы, дополняет дневной свет в центре здания. В-третьих, оно объединяет три демонстрационные площадки (plateaux de style) - Peugeot, Citroёn и Cooperation и придает гармоничный облик всему общему ночному образу здания. И, наконец, оно облегчает возможное перераспределение площадей.

Системы освещения, объединенные в секторах с независимой подачей электропитания, могут управляться автономно, чтобы дополнять или заменять друг друга, не вступая в противоречие с естественным освещением.

Невесомость

В этом помещении искусственный свет играет чрезвычайно важную роль, позволяя рассматривать автомобили и проводить собрания при постоянном уровне освещения, вне зависимости от изменений времени суток и погодных условий.
Слабый дневной свет пробивается лишь сквозь частично прозрачную крышу верхнего помещения, где расположено светотехническое оборудование.
Смысловым и композиционным центром здания является демонстрационный зал. Здесь выставляют модели будущих машин и аксессуаров и принимают решения. В этом помещении искусственный свет играет чрезвычайно важную роль, позволяя рассматривать автомобили и проводить собрания при постоянном уровне освещения, вне зависимости от изменений времени суток и погодных условий. Чтобы не зависеть от этих обстоятельств, зал намеренно оставили "слепым". Слабый дневной свет пробивается лишь сквозь частично прозрачную крышу верхнего помещения, где расположено светотехническое оборудование. Он делает возможным техническое обслуживание осветительного оборудования независимо от режима работы демонстрационного зала.

Проект освещения зала предполагал уровень освещенности в 2500 люкс, тип - дневной свет, сконцентрированный там, где располагаются автомобили. Необходимо было также достичь оптимального освещения автомобилей во время презентаций (исключить контровой и cлепящий свет, отблески свести к минимуму) и обеспечить возможность изменения уровня освещенности в зале. Одна из главных трудностей в осуществлении этого проекта заключалась в том, что нужно было найти компромисс между высокими требованиями к освещенности зала и необходимостью создать комфортные акустические условия (звуковые волны имеют те же особенности распространения и отражения, что и световые).

Чтобы выполнить эти условия, потолок сделали сводчатым, а залу придали форму эллипса для оптимизации распространения света на автомобили, расположенные на уровне второго зала (в первом зале размещены светотехнические приборы). Большая часть свода была обшита перфорированными пластинами, поглощающими звук, а пол застелен темно-серым ковровым покрытием.

Зал площадью 900 кв. м может вместить девять автомобилей, три из которых - на вращающихся подиумах. Демонстрационный зал примыкает к залу заседаний, расположенному под стеклянной галереей, за которой скрыта основная часть светового оборудования.

Искусственный свет проникает в зал большей частью сквозь полупрозрачную стеклянную стену (высотой 4 метра, длиной 26 метров), освещенную контровым светом при помощи установки из 130 прожекторов Philips Arena Vision, расположенных на металлическом каркасе. В прожекторах - металлогалогенные лампы (1000 Вт, RA= 90, ТЦВ = 5600 К). Световой поток от этих прожекторов направлен в основном на белую матовую поверхность потолка, с тем чтобы выставленные модели освещались отраженным светом. Матовость стеклянной поверхности позволяет частично перераспределить свет в боковом и нижнем направлениях. Горизонтальная освещенность, достигнутая на уровне расположения автомобилей, составляет порядка 2100 люкс.

Вторая регулируемая система искусственного освещения, вмонтированная в закрытый матовым стеклом желоб, идущий по окружности зала, позволяет создать на заднем плане иллюзию подернутого дымкой неба. Этот желоб вмещает 450 линейных светильников THORN с лампами дневного света с изменяемой яркостью 58 Вт. ( ТЦВ = 6500 K, RA= 85). Эта система, в дополнение к стеклянной стене, дает среднюю освещенность приблизительно в 150 люкс на автомобили. Возможность изменения яркости всех осветительных приборов позволяет играть на соотношении освещенности автомобилей и фона сводчатого зала и таким образом обеспечивать комфортное восприятие. Виртуальная линия горизонта, созданная позади выставляемых автомобилей на высоте около 60 cм над полом, очень близка к реальной для зрителей, находящихся в зале заседаний.

Сочетание двух систем освещения позволяет создавать целую гамму световых эффектов (фронтальный, верхний, контровой свет), которыми можно управлять со специального пульта. Стеклянная стена закрывается дистанционно управляемыми шторами (прозрачными наполовину или полностью непрозрачными). Это позволяет изменять яркость освещения автомобилей, не выключая надолго прожектора, которые нельзя заново включать в нагретом состоянии. Комбинация двух систем способствует равномерности освещения всего зала и выставленных в нем автомобилей. Она также позволяет создать пространственную модуляцию света, что дает возможность, к примеру, сравнить выставленный автомобиль с его виртуальным изображением на гигантском экране в зале заседаний.

Значительные размеры стеклянной стены вызывают у посетителей зала чувство, что пространство, в котором они находятся, освещено естественным светом. Но этот "естественный" свет не зависит ни от времени суток, ни от погодных условий. Кроме того, искусственный свет, в основном отраженный, не создает ни теней, ни ослепляющих отблесков на автомобилях. Стеклянная стена и светящийся желоб находятся вне прямой видимости зрителей. Скрытые за матовыми перегородками осветительные приборы создают комфортное освещение, которое не слепит тех, кто находится в непосредственной близости от автомобилей.

При включенных на 60 % мощности линейных люминесцентных приборах фотометрические показатели после настройки оказались следующими:

  • средний уровень освещенности на уровне пола - 2271 люкс, общая неравномерность - 0,87;
  • уровень горизонтальной освещенности на вращающихся подиумах - 2100 люкс;
  • уровень вертикальной освещенности на вращающихся подиумах - 2500 люкс на боковых и 3300 люкс на центральном подиуме;
  • средняя яркость пола - 122,5 Кд/кв. м, общая неравномерность - 0,84;
  • средняя яркость стеклянной стены - 1493 Кд/кв. м, общая неравномерность - 0,48;
  • средняя яркость свода - 777 Кд/кв. м, общая неравномерность - 0,56;
  • контраст яркости между верхней частью свода и автомобилями - 0,338.

Достигнутые фотометрические показатели вполне приемлемы, а качество полученного освещения соответствует поставленной задаче. Оттенки света на своде прекрасно сбалансированы, а показатель цветопередачи на объектах оптимален (учитывая, в частности, полную невозможность сопоставления с внешней средой). Освещение очень равномерное и однородное. Сбалансированность контрастов яркости фона и представляемых объектов создает ощущение визуального комфорта. Отсутствует визуальная связь между машинами и лампами, скрытыми от глаз, а также перфорированными пластинами акустического назначения, частично покрывающими сводчатый потолок. Матовая светящаяся стена не создает световой пелены. Световое решение демонстрационного зала примечательно не только оптимальными фотометрическими показателями. Оно вызывает у посетителей совершенно необычное ощущение. В глубине зала, по мере приближения к своду, отсутствие пространственных ориентиров (видимых углов и границ) в сочетании с высоким уровнем освещенности создает интересное ощущение визуальной невесомости.

Этот исключительный проект в полной мере удовлетворил высокие запросы заказчика. Он был осуществлен благодаря скрупулезной, слаженной работе проектировщиков, создавших многофункциональное пространство, где требования к системе освещения предопределяли выбор архитектурной формы. На успех повлиял и плодотворный диалог с заказчиком и теми, кто будет работать в этом демонстрационном зале.

Эти трехцветные неоновые световые приборы были специально разработаны светодизайнерами совместно с компанией Feerick для этого творения Джеймса Таррелла.
Эти трехцветные неоновые световые приборы были специально разработаны светодизайнерами совместно с компанией Feerick для этого творения Джеймса Таррелла.

Объект: фасад дизайн-центра PSA Peugeot Citroёn
Светотехнические работы: Роже Нарбони, светодизайнер, агентство CONCEPTO, Венсан Тьессон, руководитель проекта
Автор цветодинамического проекта: Джеймс Таррелл
Координация: архитектурное бюро Ripault-Duhart
Проектное бюро: SETEC Batiment
Генеральный подрядчик: SICRA GTM
Электротехнические работы: INEO
Изготовление и установка эксклюзивного светового оборудования: Feerick

Волны Таррелла

При реализации этого проекта Джеймса Таррелла по всему фасаду было распределено около 200 осветительных приборов, каждый из которых состоял из трех неоновых ламп Заказанный Робером Пежо проект известного калифорнийского светодизайнера Джеймса Таррелла полностью изменил ночной облик фасада дизайн-центра. Фасад, разделенный широкими горизонтальными полосами с частично матовой стеклянной поверхностью, обращает вовне внутреннее освещение центра. С наступлением ночи он постепенно оживает. Освещение распространяется почти до верха здания, очерчивает его контуры и создает ощущение движения и скорости.

При реализации этого проекта Джеймса Таррелла по всему фасаду было распределено около 200 осветительных приборов, каждый из которых состоял из трех неоновых ламп (трубки высокого давления с холодным катодом) красного, зеленого и синего цветов. Яркость всех неоновых ламп может изменяться (от 0 до 100 %), что позволяет максимально тонко управлять освещением. Таким образом, система управления позволяет трем цветным лампам передавать бесконечную цветовую палитру. Эти трехцветные неоновые световые приборы были специально разработаны светодизайнерами совместно с компанией Feerick для этого творения Джеймса Таррелла. Они позволяют с оптимальной точностью управлять световыми эффектами и обеспечивают достаточный световой поток, чтобы здание было заметно издалека. Световые приборы, состоящие из длинной (от 1,5 до 2 метров) трубки из прозрачного поликарбоната, прекрасно вписываются в современный дизайн здания.

Внутри демонстрационной площадки системы освещения были дополнены по краям специальными световыми элементами с тремя неоновыми лампами красного, зеленого и синего цветов. Пространство между двумя основными уровнями подсвечено снизу светом тех же приборов. Опорная стена намеренно оставлена в тени, чтобы здание выделялось на ее фоне. Только первый уровень парковки освещен тем же трехцветным светом.

На вершине здания перпендикулярные поверхности фасада, освещенные зубцы, задают другой ритм. Цилиндрический купол демонстрационного зала, расположенный над крышей и освещенный снизу, таинственно светится на фоне темного неба. Это динамическое освещение, разработанное лично Джеймсом Тарреллом, позволяет создать волны цветного света, которые преображают здание и создают впечатление плавного движения.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design