О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: Проектируя темноту ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
 
Логин:
Пароль:
 
Новый пользователь
Забыл пароль

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

Проектируя темноту

Новости светового рынка

Номер журнала: 4-5(12-13)-2004
Рубрика: Ландшафтное освещение
Автор статьи: Роже Нарбони

Роже Нарбони, новый гость "Иллюминатора", по образованию скульптор-искусствовед, инженер-электронщик. С 1988 года руководит созданным им агентством Concepto, специализирующимся на световом благоустройстве городов, а также на разработке функционального и архитектурного освещения.

Принимал активное участие в создании Ассоциации разработчиков света и светотехников, президентом которой являлся с 1994 по 1999 год. Позднее стал постоянным членом административного совета. Член редакционного комитета международного журнала "Профессиональный световой дизайн" (PLD) со времен его основания.

С командой агентства Concepto Роже Нарбони изучил более 75 ведущих схем светового обеспечения во Франции и за границей (Нант, Бордо, Тулуза, Гренобль, Рубэ, Афины, Милан, Брюссель и т.д.), создал систему освещения таких крупных объектов, как "Зеленое течение Ниора", оранжереи "Отой", фонд "Картье", музей Малого Дворца в Париже, западный фасад Собора Парижской Богоматери, замок Шамбор, крепость Бруаж, берега Сарты в Аленсоне, развязка автострады А29 в Гавре, центр Намура (Бельгия), центр Афин и мост Рион Антирион в Греции. С 1999 года проводит оригинальные исследования ночных пейзажей и экологии света: автор научной работы "Свет и пейзажи" (Moniteur, февраль 2003). В 2002 году вместе с Лораном Фашардом возглавил Праздник света в Лионе.

Является членом административного совета и комиссии "О вреде искусственного освещения". Преподает во Французской ассоциации освещения. В 2002 году принял участие в составлении нового издания Рекомендаций по освещению общественных мест. С 2003 года преподает в Высшей школе пейзажа Версаля и является экспертом при Международной ассоциации Городов-Светочей.

Исследование ночного образа городов, начавшееся во Франции приблизительно пятнадцать лет назад, позволило выявить две противоположные тенденции: с одной стороны, неизменность подхода к освещению строительных сооружений, являющихся национальным достоянием, с другой - произвольность планирования освещения транспортных артерий и общественных мест. При этом обе тенденции, в основе которых лежит стремление вернуть городам их ночную самобытность, не вполне достигают этой цели.
При излишне ярком освещении национальных памятников архитектуры и истории (соборы, церкви, замки, ратуши, дворцы, фонтаны, памятники и т. д.) во Франции, да и в других европейских странах, ночной облик городов теряет своеобразие. Залитые светом мегаполисы ночью похожи один на другой. Каждое освещенное здание выглядит на расстоянии как большая светящаяся точка и теряется среди тысяч таких же точек.

Видимо, пришло время прекратить безудержную погоню за все более ярким освещением архитектурных памятников и найти иные, более качественные световые решения.

Изучение вопросов светового благоустройства городов, схем светового оснащения, позволило понемногу нащупать новые типы общественного освещения. Оно же доказало невозможность создания оригинального ночного облика городов при помощи разноцветных ламп. В больших городах ртутные лампы дневного света из-за слабой освещенности и экологических недостатков систематически заменяются натриевыми. Лампы нового поколения (индикаторная лампа, лампа с металлическим йодидом в керамической горелке) продолжают использоваться для пешеходного освещения или частичного освещения центра города. Абсолютно не используются лампы с белым натрием.

Распространение натриевых ламп с высоким давлением для освещения транспортных путей также нивелирует своеобразие ночного облика и культурной специфики городов. Кто может сегодня отличить ночной Париж от Лондона, Чикаго, Каира, Москвы или Токио? Парадоксально, но только ночной Лас-Вегас узнаваем на расстоянии, поскольку световой дизайн играет здесь более важную роль, чем функциональное освещение.

Изменить систему городского освещения очень тяжело вследствие ее огромных масштабов (на полное обновление функционального освещения среднего европейского города может уйти приблизительно 35 лет). Поэтому она должна развиваться постепенно.
Чем шире панорама города, тем более значимыми становятся световые траектории, которые обрисовывают его силуэт. Но освещение в понимании местных властей необходимо не для любования пейзажем, а для того, чтобы обезопасить ночное перемещение по городу. В то же время, когда световые системы удачно сочетаются с особенностями ландшафта (русла рек, долины, холмы, приморские бульвары, берега озер, высокие мысы и т.д.), рождаются удивительные, наполненные поэзией ночные картины. К сожалению, в большинстве случаев системы освещения дают лишь банальный набор светящихся точек, который обесценивает и лишает остроты ночной образ города. В начале XXI века пора привести этот образ, независимо от общественного освещения, в соответствие с географическим положением, спецификой и уникальными особенностями его местонахождения.

Разумеется, при создании больших ночных пейзажей обязательно должен учитываться риск светового загрязнения окружающей среды (сохранение ночного неба, защита светочувствительных растений, животных и т.д.). Необходимо использовать новые технологии, позволяющие применять автономное питание (датчики и батареи) и альтернативные источники энергии (гидравлическая, солнечная и т.д.), и избегать прокладки многих километров траншей в самых опасных местах.

Днем городские пейзажи воспринимаются нашим взглядом во всем их своеобразии, обусловленном историей, архитектурой, географическим положением, топографией, геологией. Они не должны утрачивать привлекательность и с наступлением ночи. Световая точечная геометрия позволяет с наступлением темноты создать удивительное изображение, преобразующее одни формы и объемы, и оставляющее в таинственном полумраке другие элементы местности.

Освобожденное от обычных ограничений, такое светотехническое решение может опираться на топографические факторы, историю или любые другие характеристики местности. Приведу конкретные примеры.

Освещение ночного ландшафта Клермон-Феррана

В 1998 году городские власти Клермон-Феррана созвали совет для научной разработки ведущей схемы светового оснащения и программы освещения церквей, которые окружают город. Властям требовалось подчеркнуть ценность и красоту церквей, тем самым создавая ночной облик города.

Я предложил иное решение вопроса: в первую очередь выделить с помощью света клермонский пейзаж, его неповторимую топографию, его особенности и вулканическое прошлое. Ведь Клермон-Ферран расположен на Центральном Массиве (Овернь), на краю впадины Лимань. География Центрального Массива характеризуется широкой долиной с разнообразными наростами и выпуклостями (возвышенности, кратерные купола и т.п.). Такой вулканический ландшафт встречается даже в самом сердце агломерации Клермон-Ферран, а наиболее поражают воображение высоты Клермона, возвышенности Шантург, Вар и Круэль, плоскогорье Сен-Жак... Мне хотелось подчеркнуть перепады высот и места соединения различных рельефов с горизонтальными плоскостями при помощи оборудования, дающего окрашенный свет. Такой прием давал возможность обзора сразу всего городского ландшафта: на востоке (возвышенность Круэль), западе (холм Монжюзе и высоты Клермон), севере (возвышенность Шантург) и юге (равнина Сен-Жак).

Предложенное решение позволило зрительно объединить в ночи большое количество кварталов (Нейра, Котэ, Монферан, Монжюзе, Центр, Сен-Жак, Круэль), а также открывало перед всеми жителями поэтическую панораму места, способную возвратить им чувство гордости и ощущение принадлежности к общей "малой родине". Ночной ландшафт освещается на разных уровнях цветным светом - таким образом, чтобы ночью можно было разглядеть его возвышенности и впадины и при этом сохранить таинственный фон западной части города, за которой находится цепь возвышенностей.

Для начала было решено доверить команде разработчиков освещение одного из участков - возвышенности Круэль, которая расположена на востоке от города. Эта возвышенность - настоящий миниатюрный вулкан, очертания которого можно увидеть с автострады А75. Ширина его основания равна 300 м в самом широком месте и 200 м - в самом узком, высота - 75 м, расстояние до вершины - 425 м. Возвышенность Круэль ночью, на фоне оранжевого сияния освещенного города, выглядит как темный массив. Целью проекта было сохранить непроницаемость вулканического силуэта. Важно было тонко рассчитать игру, создающуюся различными светящимися маячками, так чтобы светотехническое решение не подавляло поэзии места, а различные интервалы и направления света маячков меняли образ вулкана.

Решено было разместить светотехническое оборудование зеленого света на отметке 400 м. На столбах высотой 4 м поместили 18 световых приборов. Столбы установили с определенными промежутками под углом 20°. Рефлекторы маячков создали множество светящихся точек. При этом была исключена вертикальная подсветка во избежание светового загрязнения и нарушения видимости в воздушном пространстве в окрестностях регионального аэропорта Клермон-Феррана, взлетные полосы которого находятся на расстоянии менее 2 км от вулкана.

Деревянные столбы были выбраны неслучайно - в дневное время они полностью сливаются с естественной средой возвышенности. Световые элементы, прикрепленные к столбам сверху, совершенно невидимы днем и тем самым минимизируют угрозу вандализма. Зеленый цвет ламп является дополнением к доминирующему оранжевому цвету городского освещения.

Афинские проспекты Аэропажиту и Павлу

Рельеф и естественный пейзаж Афин дают полное представление о прошлом города. Здесь визуально сочетаются древний средиземноморский пейзаж, исключительная красота города и удивительные топографические особенности. Город состоит из кварталов различных эпох и проспектов, с которых открываются величественные виды. Программа унификации мест раскопок Афин была задумана для объединения пространства площадью около 700 га. Мы решили в дополнение к существующему освещению различных кварталов города подчеркнуть ночную красоту и исключительность рельефа. Хотелось создать выразительную ночную картину, окунающую в прошлое города. Тонкое и будто случайное освещение растительной бахромы, окаймляющей ночные пространства вдоль мест раскопок, подчеркивает таинственную красоту местности. Я уверен, что наши световые решения помогут и горожанам и гостям лучше почувствовать и понять историческое прошлое и античный облик Афин.

Поселок Талмон на Жиронде

Поселок Талмон находится на полуострове в устье Жиронды, омывающей его берега. Это высокий известняковый мыс, подтачиваемый рекой. В настоящее время в поселке живет 150 человек, каждое лето его посещают десятки тысяч туристов. Проект предусматривает полное преобразование освещения поселка и придание поэтического вида церкви Св. Радегонды и части насыпи Северной стороны. Чтобы сохранить сельскую атмосферу местности, освещение улиц поселка задумывалось относительно тусклым, в частности мы решили оставить неосвещенными обрывы, чтобы можно было любоваться водами Жиронды и звездным небом над рекой.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design