О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: ГОРОД НАПОЛНЕННЫЙ ОГНЯМИ ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
 
Логин:
Пароль:
 
Новый пользователь
Забыл пароль

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

ГОРОД НАПОЛНЕННЫЙ ОГНЯМИ

Новости светового рынка

Номер журнала: 2(10)-2004
Рубрика: Архитектурное освещение
Автор статьи: Надежда Лобанова

Для тех, кто несколько лет не был в белорусской столице, вид ночного Минска становится откровением. Гости начинают удивляться, едва выходя из поезда. Железнодорожный вокзал, строительство которого было завершено в 2000 году, выплескивает на Привокзальную площадь волны света.

Вокзал не освещен снаружи, поскольку его архитектура диктует иное решение: он и так светится в темноте, словно большая стеклянная игрушка, прозрачные стенки которой позволяют увидеть, что происходит внутри.

Покинув стены вокзала, вы видите "ворота в город" - два высотных здания, построенных в 1950-е годы. Типичные представители эпохи "сталинского ампира", эти ступенчатые башни украшены лепниной, многочисленными деталями, а также целым лесом шпилей, напоминающих обелиски. Сделанное недавно освещение еще больше подчеркнуло членение объема на ярусы и выявило элементы декора - все эти модильоны, "сухарики" и гирлянды. Однако установка мощных прожекторов в простенках между окнами привела к тому, что сами окна превратились в черные провалы, а фасад в целом кажется чрезмерно раздробленным. Авторы и исполнители проекта освещения не учли, что подобная, богатая деталями архитектура требует особенно внимательного отношения к выбору приемов и оборудования.

Миновав "ворота", вы попадаете на площадь Независимости - одну из самых больших площадей в Европе, на которой расположены крупные административные здания - Дом правительства, горисполком, корпуса Белорусского государственного университета и Педагогического университета им. М. Танка, гостиница "Минск" и т.д. Сегодня все эти здания освещаются в темное время суток, и, несмотря на то что работа была сделана разрозненно, а не по единому проекту, впечатление складывается благоприятное. Поскольку в настоящее время площадь Независимости носит сугубо официальный характер (с чем городские власти намерены бороться путем глобальной реконструкции и строительства притягательных для широкой публики объектов), освещение выполнено в традиционной строгой манере: использованы прожектора с металлогалогенными и натриевыми лампами, равномерно заливающими фасады холодным белым и желтым светом. Цветные лампы использованы только на одном объекте: здание, которое занимает Комитет архитектуры, градостроительства и землеустройства, сохраняет свой дневной розовый цвет.

Далее перед вами открывается проспект Скорины - одно из главных достижений белорусских зодчих, по праву вошедшее в число лучших проектов и построек мира ХХ века. Центральная часть проспекта, а именно его участок от площади Независимости до площади Победы, была застроена в 1948-1954 годах. Удачно найденное соотношение высоты зданий (21-23 м) и ширины магистрали (48 м), а также пропорции фасадов и общий характер архитектурно-художественного оформления позволили создать уникальный градостроительный ансамбль. Поэтому перед современными архитекторами и светотехниками стояла непростая задача - осветить проспект таким образом, чтобы подчеркнуть его своеобразие и шарм. Результат заслуживает того, чтобы стать темой отдельной статьи, поэтому сейчас мы остановимся лишь на нескольких наиболее выразительных объектах.

Первый из таких объектов - здание Главпочтамта, построенное в начале 1950-х годов и оттого невероятно богатое деталями. Такая щедрость дает авторам проекта освещения обширный материал для работы. Однако, в отличие от зданий на Привокзальной площади, Главпочтамт освещен очень деликатно. Главный вход акцентирован с помощью света, направленного на массивный, обрамленный рельефными изображениями герб. Верхний ярус окрашен в лимонно-желтый цвет, придающий всему зданию жизнерадостный, оптимистический настрой. А нейтральный белый, которым залиты боковые крылья Главпочтамта, прекрасно выделяет детали, делая различимыми даже листья на капителях колонн большого коринфского ордера.

По обе стороны проспекта Скорины расположены жилые здания, в первых этажах которых находятся магазины, кафе, рестораны, художественные галереи и т.п. Их архитектура разнообразна, но объединена общими принципами построения фасадов: для всех зданий характерны отчетливое горизонтальное членение, подчеркнутое карнизами, а также менее выраженный вертикальный ритм, заданный эркерами, балконами и окнами. Свет визуально усиливает это деление фасадов за счет применения ламп, дающих разные оттенки белого и желтого. Огромные витрины первых этажей призывно горят, приглашая зайти. Можно сказать, что с помощью света архитектура, созданная в середине прошлого века, получила вторую жизнь - она воспринимается как историческая и вместе с тем современная.

Следующий объект, который безусловно заслуживает внимания - Дворец Республики на Октябрьской площади. Это чудо архитектурной мысли воплощалось в стекле и камне на протяжении полутора десятков лет. Когда в 2000 году здание было наконец сдано в эксплуатацию, минчане метко окрестили его "саркофагом" за внушительные размеры и тотальное доминирование над окружающей застройкой. Днем Дворец Республики представляет собой гигантскую коробку, облицованную серым гранитом и темно-коричневым стеклом. Пространство перед ним, вымощенное не менее серой плиткой, больше всего напоминает плац для строевой подготовки. Наружная подсветка с использованием розовых и зеленых прожекторов только усиливает впечатление мрачной торжественности. Однако по вечерам, когда во дворце проходят концерты, шоу и другие мероприятия, ситуация в корне меняется. Дворец наполняется светом изнутри, теплеет и перестает казаться неприступным хранилищем мумий. А в период новогодних и рождественских праздников, когда перед ним водружают огромную елку и заливают каток, это место становится обязательным пунктом вечерних прогулок, а сам дворец кажется почти симпатичным.

Напротив Дворца Республики, по другую сторону проспекта Скорины, расположено еще одно "высокопоставленное" здание - резиденция президента Республики Беларусь. Несколько более скромное по габаритам, оно выглядит не менее внушительно. Освещение делит объем здания на три горизонтальные части: верхняя залита ровным белым светом, среднюю освещает ряд прожекторов, "пробивающих" всю высоту простенков между окнами, а нижнюю - высокий цоколь из красного гранита - освещают прожектора, направленные вниз. Благодаря подобному решению создается впечатление, будто здание окаймлено целым рядом взлетающих ракет и вот-вот оторвется от земли.

В выходные и праздничные дни освещение основных городских магистралей усиливается за счет иллюминации: гирлянд, растяжек и паутины маленьких ламп в ветвях деревьев. Забавно видеть, как современные светодинамические установки и рекламные щиты соседствуют с уцелевшими со времен развитого социализма украшениями в форме звезды Героя или национального белорусского орнамента. Однако в целом уличное освещение, фасадное и ландшафтное, а также множество развешанных повсюду разноцветных ламп создают неповторимую атмосферу всеобщего праздника.
Сегодня минчанам уже трудно представить, что всего несколько лет назад город по ночам тонул во мраке, а праздничная иллюминация ограничивалась включением немногочисленных гирлянд. О том, как произошли столь удивительные перемены, рассказал Александр Иванович Чадович, исполнявший обязанности главного архитектора Минска с 1996 по декабрь 2003 года.

- Как и когда создавалось архитектурное освещение Минска?

- Для меня все началось в 1980-е годы с молодежного смотра Союза архитекторов СССР. Тогда на выставку приехал крупный партийный босс, который хотел ознакомиться с работами молодых зодчих. После осмотра он задал несколько вопросов - в частности, почему на выставке не представлена "ночная" архитектура? Именно после этой встречи я стал интересоваться данной темой. Оказалось, что архитектурное освещение - совершенно самостоятельный и очень интересный вид профессиональной деятельности. Когда я стал главным архитектором Минска, у меня появилась возможность реализовывать некоторые идеи: прежде всего хотелось подсветить центр города, где сосредоточена историческая застройка - здания, которые радуют глаз, привлекают человека и оставляют след в его душе.

В 1997 году мы сделали осветительную установку первого здания - Национального банка Республики Беларусь. Этот объект был выбран потому, что отвечал всем необходимым условиям: он находится в центре города, обладает интересной архитектурой, кроме того, заказчик обеспечил необходимое финансирование. Мы привлекли специалистов фирмы Philips, вместе с которыми работали и наши светотехники. Попытка оказалась очень удачной.

- И каким был следующий шаг?

- Потом наше городское руководство побывало в Лионе - городе-побратиме Минска. В Лионе праздник города - это праздник света. Та световая феерия, которую мы увидели, поразила нас и позволила составить очень смелые планы. Смелые потому, что незадолго до этого в Минске для экономии электроэнергии по вечерам выключали витрины и уличное освещение. Считалось, что таким образом мы сберегаем деньги. На самом деле, если сравнить стоимость тех киловатт, которые были сэкономлены при выключенном свете, с тем, сколько государство потратило на оплату больничных листов, становится очевидна неэффективность этого шага. Ведь темные, неосвещенные улицы создают условия для роста травматизма, хулиганства, кроме того, у людей складывается неприятное ощущение, что они находятся не в крупном городе, а в прифронтовой зоне с обязательным затемнением.

На первом этапе Комитет архитектуры, градостроительства и землеустройства обязал заказчиков во время ремонта, реконструкции, нового строительства освещать здания. Таким образом появились первые освещенные объекты. А в 2000 году, когда их набралось достаточно много и стало очевидно, что это привлекает горожан, была разработана и принята Программа архитектурного освещения города. Программа реализуется поэтапно в зависимости от наших возможностей и предусматривает освещение улиц городского и районного значения, т.е. всех улиц, по которым движутся городской транспорт и большие потоки людей. Освещение магистралей идет целенаправленно: сначала выбираются ключевые здания, которые интересны в архитектурном отношении, работают на большое пространство и создают какое-то представление о месте, в котором находятся. Затем - уже остальные здания, в среднем примерно по 200 объектов в год. Сегодня в Минске освещено около 500 объектов. Уже практически закончена осветительная установка проспекта Скорины и Партизанского проспекта, идет работа на других крупных магистралях, например на проспекте Машерова.

- Каким образом осуществляется финансирование работ по освещению зданий и сооружений, и насколько оправданны эти затраты?

- Большую часть расходов несут арендаторы и владельцы первых этажей зданий, где сосредоточены коммерческие предприятия - торговля, общественное питание и т.д. Их финансовая помощь очень значительна. Бюджетных денег на освещение уходит немного, и в любом случае эффективность вложений очевидна: в центре города, где работа была сделана в первую очередь, значительно сократились случаи хулиганства и вандализма. В центре стала чаще появляться молодежь. Проспект Скорины, где особенно высок уровень освещенности, по вечерам наполнен гуляющими людьми. Стала расти городская культура, а это многого стоит. Если учесть, что Минск в 1960-1970-е годы по относительным темпам роста населения обгонял даже Мехико и для работы на промышленных гигантах приезжали люди из деревень, вопрос об уровне городской культуры стоит достаточно остро. Человек, переехавший из деревни в большой город, сталкивается с совершенно другими условиями, в частности ощущает некоторую анонимность, которая позволяет ему, например, проявлять вандализм и оставаться безнаказанным. Социологи утверждают, что только внуки человека, переехавшего в город, становятся горожанами не формально, а осознанно. Появление красивых освещенных пространств помогает формировать мировоззрение горожанина значительно быстрее. Люди чувствуют, что город перестал быть неким безликим пространством и становится частью того места, где они живут и работают, становится продолжением их дома.

Я думаю, что архитектурное освещение зданий и сооружений - это не только возможность выявить замечательную архитектуру в центре города и добавить его окраинам ощущение столичности, но и своеобразный этический прием, который прививает горожанам любовь к городу, привычку относиться к нему бережно и аккуратно. И это дает нам уверенность, что программу нужно продолжать.
- Какие примеры архитектурной подсветки в Минске вы считаете наиболее удачными?

- Я не стал бы выделять отдельные здания, а остановился бы на двух удачных приемах освещения. Так, на проспекте Скорины все усилия специалистов были направлены на выявление достоинств архитектуры, акцентирование деталей. А на Партизанском проспекте с помощью света была создана среда с определенным световым климатом. Кроме того, нашим достижением можно считать то, что работа осуществляется последовательно и в больших объемах.

- Но, вероятно, есть и какие-то проблемы?

- В Минске, к сожалению, нет общей концепции архитектурного освещения города. Почему? Руководство недооценивает необходимость комплексного подхода. Если мы занимаемся чем-то профессионально, у нас должна быть концепция, ее нужно разработать, обсудить, внести коррективы и только затем осознанно реализовывать шаг за шагом. А если концепции нет, мы всегда рискуем ошибиться. Когда мы начали работать с проспектом Скорины, то думали, что первые этажи не нуждаются в освещении, так как на них расположены светящиеся витрины. В итоге получили отрицательный эффект: плоскость перед витринами остается темной, и здание как будто разорвано. Мы исправили эту ошибку, но ее можно было избежать, продумав все с самого начала.

Были случаи, когда прожектора размещали таким образом, что они светили прямо в окна квартир. Сейчас мы уже располагаем некоторым опытом. Специалисты научились освещать здания заливающим светом, чтобы не беспокоить жильцов. Выработался оптимальный режим освещения: в будние дни до 23.00, а в выходные и в праздники - до 1.00. Но у нас по-прежнему нет специального проектного подразделения, которое занималось бы этой темой, изучало мировой опыт, новые технологии и приемы и применяло те из них, которые соответствуют нашим условиям и возможностям. В Москве, например, существует специальная мастерская, в которой совместно работают архитекторы и светотехники, добиваясь превосходных результатов.

- Есть ли в Минске свой особенный стиль архитектурного освещения, отличающий его от других столиц? И каковы перспективы развития этого направления?

- В Минске делаются попытки найти свой стиль. Есть очень удачные решения, есть неудачные. Мы видим, что надо разнообразить приемы, применять светодинамику в общественных зонах. Неограниченные возможности для творчества дает праздничное освещение. Очевидно, что освещение города нашло отклик у жителей столицы, что оно принято и востребовано людьми. Все это дает надежду, что мы полностью реализуем программу освещения города в ближайшее время.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design