О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: Жизнь - казино, или осторожно, цветодинамика! :: городское освещение, цветодинамика, рекламная подсветка, наружное архитектурное освещение, светофильтр, газоразрядная лампа, праздничная подсветка, газосветная лампа, концепция освещения
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
 
Логин:
Пароль:
 
Новый пользователь
Забыл пароль

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

Жизнь - казино, или осторожно, цветодинамика!

Новости светового рынка

Номер журнала: 3(17)-2005
Рубрика: Архитектурное освещение
Автор статьи: Михаил Калинин

Открывая перед дизайнером безграничные просторы для творчества, использование динамичного цвета в формировании визуальной городской среды буквально на глазах принимает угрожающие масштабы и формы

Еще недавно и специалисты, и горожане радовались тому, что на наших улицах появился и даже зажил динамичной яркой жизнью цвет, и вот впору уже бить тревогу...

Казино

В круге цвета

Наиболее широкое распространение цветодинамика получила в двух не сказать чтобы диаметрально противоположных, но все-таки разных направлениях: рекламная подсветка объектов развлекательной сферы и декоративное архитектурное освещение. Развитие второго направления значительно отстает от первого по ряду причин. Динамическое, а тем более цветодинамическое освещение - технически довольно сложное и дорогое удовольствие. Для наружного архитектурного освещения сегодня в основном используются разрядные лампы высокого давления, а они в динамическом режиме не работают. Есть созданные на основе этих ламп очень дорогие приборы, которые с помощью светофильтров дают практически любой цвет, однако в условиях нашего климата они должны быть специального исполнения. Таких "морозоустойчивых" модификаций немного.

Формирование единого цветодинамического пространства возможно только при выполнении двух требований: соблюдение колористической гармонии и учет архитектурных особенностей соседствующих зданийПолноценные примеры именно архитектурного цветодинамического освещения в Москве найти трудно. Специалисты, занимающиеся в Моспроекте-3 проектированием архитектурной подсветки столицы, к таким примерам относят пешеходные Андреевский мост и мост Багратион с Башней-2000, праздничную подсветку домов-книжек и здания мэрии на Новом Арбате.

Другое дело системы не архитектурного освещения - реклама и праздничная иллюминация. Газосветные лампы легко работают в динамическом режиме, и их палитра достаточно широка. Эти лампы уже давно используются для решения разнообразных задач по привлечению внимания публики и, как показывает практика, именно они, а вернее, их неуместное и неуемное применение, неграмотное приложение их возможностей создают визуальный дискомфорт на ночных улицах.

Но что становится причиной дискомфорта? Член Союза дизайнеров России, шеф-дизайнер, заместитель генерального директора компании "Эдлайн" Мария Черняк считает, что основная беда заключается в неправильном подходе к освещению объектов:

- Во-первых, не учитывается художественное сочетание цветов. Из-за этого возникает катастрофический дисбаланс, цветовая какофония, отрицательно воздействующая на человеческое восприятие. А во-вторых, работая над освещением отдельного объекта, светодизайнеры частенько забывают о том, что они оформляют не одиноко стоящее здание, а часть единого архитектурного ансамбля, не только построенного по определенным законам и имеющего свои особенности, но и с уже существующим освещением.Недавно мы разработали концепцию освещения Московского международного делового центра (ММДЦ) "Москва-Сити". И главное, на что мы опирались, - это именно соблюдение определенных колористических требований, тщательный подбор гармоничной цветовой гаммы для разных режимов работы архитектурной подсветки (для рабочих и выходных дней, для праздничной иллюминации и т. д.).

Фиолетово-желтый, бело-желтый, бело-красный - тут нет какофонии, это органично сочетаемые цвета. Другой аспект, которому мы уделили не меньше внимания, - создание единой художественной концепции для архитектурного комплекса с учетом особенностей московской архитектуры. Например, для самой высокой доминанты ММДЦ, башни "Россия", выбран четкий графический узор из трубчатых световых элементов, отсылающий нас к периоду шатрового зодчества. Нам было важно создать неповторимый, но в то же время сочетающийся с окружающей городской средой световой образ комплекса.

Аналогичных взглядов и приемов, по мнению специалистов, целесообразно придерживаться и при световом оформлении объектов развлекательной индустрии. Только выполнение этих двух первостепенных требований - соблюдение колористической гармонии и учет архитектурно-осветительных особенностей соседствующих зданий - позволяет сформировать единое цветодинамическое пространство, не вступающее в конфликт с окружающей средой.

В этой связи возникает главный вопрос: как соблюсти эти требования, кто вообще отвечает за их выполнение? И тут мы вплотную подходим к внутрицеховой, внутрипрофессиональной деятельности.

Дела административные и... психофизиологические

Как известно, за реализацию целевых программ в сфере архитектурного освещения отвечают городские власти. Поэтому с архитектурной подсветкой дела обстоят относительно нормально. Но вот когда дело касается рекламных цветодинамических "изысков", найти, как говорится, крайнего чрезвычайно трудно. Весь процесс создания и реализации чьих-то не вполне адекватных замыслов отдан на откуп никому неизвестным горе-специалистам. В лучшем случае, это несведущий в теории цвета и светового воздействия дизайнер-самоучка, в худшем (что встречается чаще всего) - рядовой электрик того предприятия, которое озадачилось сотворением своего рекламного панно.

И тогда все мы становимся свидетелями грандиозного и по масштабам, и по уровню безвкусицы вызывающего буйства красок, до неузнаваемости искажающего саму суть цветодинамической подсветки - продуманной и правильно выстроенной. А самое ужасное в этом то, что подрывается авторитет передовой технологии, развитие и внедрение которой в жизнь современного мегаполиса происходит, по крайней мере на Западе, весьма стремительными темпами.

Вот что говорит по этому поводу один из немногих отечественных профессионалов в области архитектурного освещения руководитель мастерской № 9 ГУП "Моспроект-3", доктор архитектуры Николай Щепетков: - В последнее время за рубежом действительно наблюдается бум цветодинамики. Отчасти этому способствуют не так давно появившиеся на рынке источники освещения - светодиоды и установки, созданные на их основе. Это новое поколение с массой положительных качеств, позволяет получать любой светоцветовой рисунок с минимальными затратами энергии. Именно на основе светодиодов в мире с огромной скоростью множится число достаточно интересных образных решений с применением цветодинамики.

В России светодиоды используются пока не так широко, поскольку стоимость подобных установок в нашей стране сравнительно высока. Но как только рынок выровняется и цена на них упадет, можно ожидать еще большего по своему пагубному воздействию на городскую визуальную среду нашествия аляповатой безвкусицы. Как этого избежать?

Николай Иванович видит выход в проведении подробных и фундаментальных исследований, прежде всего в области психофизиологии зрительного восприятия цветодинамики. Таким образом, можно будет составить истинную картину того, какое воздействие на зрительный нерв и, следовательно, на психику человека оказывает подобный свет по всем основным параметрам. И уже опираясь на результаты таких исследований, станет возможно вывести объективные и адекватные современному развитию техники нормативы, регламентирующие технические и эстетические подходы при создании цветодинамического освещения. Но только вмешательство властных структур в данный процесс, проведение продуманной и планомерной политики (финансовая поддержка исследований, формирование комиссий из профессионалов, способных к объективным оценкам, и т. д.) в этом направлении позволят уберечь ночные улицы городов от, не побоимся этого слова, произвола неумелых "светодизайнеров".

В противном случае мы просто погрузимся, образно говоря, в слепящую мглу цветного света.

Его Величество Чувство меры

Чувства меры и вкуса порой явно не хватает тем, от кого зависит внешний облик наших городов. И какие бы жесткие меры ни предприняли власти, все будет напрасно, если специалисты не будут грамотно подходить к воплощению своих замыслов в жизньОднако у такой точки зрения наверняка найдется немало оппонентов. Многие могут сослаться на опыт восточных стран и привести в пример такие мегаполисы, как Шанхай, Гонконг и т. п., где цветодинамика стала неотъемлемой частью городской среды, ее, можно сказать, кульминационной точкой. И это действительно так, однако при этом в организации как рекламного, так и архитектурного освещения в названных городах присутствует главное, без чего невозможно какое-либо творчество, в том числе и световое, - чувство меры.

Мария Черняк, которая довольно хорошо, по ее словам, знакома со спецификой освещения городов Юго-Восточной Азии, подробно изучает и внимательно отслеживает все новации в данной сфере, уверена, что именно чувство меры не позволяет большинству иностранных светодизайнеров как на Востоке, так и на Западе впасть в "световые бесчинства":

- Те, кто бывал в Лионе на Празднике света, знают, как смело использую там механизмы цветодинамики, причем даже на исторически значимых объектах. Но во всех этих экспериментах обязательно присутствует определенная сдержанность, в которой нет места безвкусице и вычурности. Свет формирует, если можно так сказать, второе лицо города, поэтому при создании такого лица нужно придерживаться очень взвешенного с эстетической точки зрения подхода. Можно творить, придумывать что-то новое, экспериментировать, но во всем этом непременно должно быть чувство меры. Дизайнер обязан понимать: то, что он делает, оказывает влияние на тонкие сферы городской среды, человеческой психики, - и поэтому подходить к своей работе со знанием всех сторон дела, особенно в отношении масштабных проектов и сложных по архитектуре зданий.

Возможно, мы рано начали об этом говорить, преждевременно забили тревогу по поводу цветодинамических излишеств на улицах современной России. Как показывает мировой опыт, всему новому нужен какой-то адаптационный период, в течение которого оно может принимать самые немыслимые, самые замысловатые и порой даже угрожающие формы. Но, пройдя этот период, новшества становятся неотъемлемой частью мировой культуры. Как говорят, "надо подумать". Вероятно, и в вопросе с цветодинамикой этот простой принцип может оказаться вполне объективно действующим. И все же, чтобы период "цветодинамического бешенства" не затянулся и как можно менее плачевно отразился на визуальном облике наших городов, адептам светодизайна в своих опытах следует руководствоваться тем, чего, быть может, нашему национальному характеру порой особенно не хватает,- пресловутым чувством меры.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design