О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: Память в луче прожектора :: свет, подсветка памятников, мемориалов, архитектурно световой ансамбль, подсветка прожекторами, галогенная лампа, светоцветовое зонирование, освещение монументов
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
 
Логин:
Пароль:
 
Новый пользователь
Забыл пароль

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

Память в луче прожектора

Новости светового рынка

Номер журнала: 2(16)-2005
Рубрика: Архитектурное освещение
Автор статьи: Николай Щепетков

К сожалению, этот замысел был реализован более тривиальным способом заливающего света.Тема войны в нашей стране получила многообразное воплощение в бронзе и граните, бетоне и стали, в произведениях монументального искусства и архитектуры. И свет, как специфический материал эмоционально-художественного воздействия, помогает трактовке образов

Архитектурно-скульптурные композиции разного масштаба и художественного достоинства стали создаваться сразу после победы на всей территории огромной страны, ибо не было города, поселка, деревни, аула, кишлака, хутора, не понесшего невосполнимые потери. Прежде всего, памятные знаки возникали на местах боев и трагических событий, а затем и в глубине страны. Например, памятник "Героям штурма Сапун-горы" под Севастополем был воздвигнут в 1944 году. Условно эти объекты можно разделить на тематические монументальные ансамбли и персональные (обычно однофигурные скульптуры или обелиски). По характеру воздействия их, так же весьма условно, можно классифицировать как героико-трагические и мажорно апофеозные. Общественно-политическая конъюнктура тех периодов, когда создавались эти композиции, диктовала то или иное настроение, тот или иной стиль, выдвигала на первый план тех или иных авторов.

Памятник маршалу Жукову (скульптор В. Клыков) перед Историческим музеем в Москве.  Осветительные приборы с натриевыми лампами, встроенными в газоны, чтобы создать эффект Многие мемориальные композиции проектировались с участием света как специфического материала эмоционально-художественной трактовки их образов. Самый действенный вариант - это Вечный огонь на могилах Неизвестного Солдата во многих городах, начало которому положила столица, где в 1967 году в Александровском саду под кремлевской стеной у Арсенальной башни были торжественно захоронены останки безымянного воина с места сражения под Москвой. Трепетное пламя Вечного огня, слабо различимое днем, вечером становится зрительным центром, главным символическим и содержательным элементом всего архитектурно-светового ансамбля. Отбрасываемые пламенем тревожно мечущиеся тени мистически оживляют мемориал. Служащая фоном кремлевская стена, согласно проекту архитектора В. Г. Макаревича, должна была подсвечиваться снизу прожекторами, установленными на земле за голубыми елями.

К сожалению, этот замысел был реализован более тривиальным способом заливающего света.

В 1960-1970-е годы, когда в СССР создавались наиболее крупные мемориальные ансамбли на тему Великой Отечественной войны - Мамаев курган в Волгограде (1963-1967 гг.), Брестская крепость (1971 г.), Хатынь (1969 г.), Курган Славы под Минском (1969 г.), памятник Героям-Панфиловцам в Алма-Ате и др., - техника их освещения основывалась на энергоемких лампах старого поколения. Это были прожекторные лампы накаливания мощностью 500-3000 Вт, галогенные лампы в 1-2 кВт и дуговые ртутно-шаровые лампы в 500 Вт. В некоторых случаях, например для освещения мемориала Брестской крепости, в прожекторах использовались цветные светофильтры для усиления эмоционального воздействия светового ансамбля. Грандиозный по размерам мемориально-парковый ансамбль в Ленинабаде (скульптор В. В. Герасимов), строившийся в 1970-198-е годы, предусматривал создание по нашим эскизным разработкам светоцветового зонирования территории и комплексной, иерархизированной системы освещения монументов, малых форм и ландшафтных элементов. К сожалению, этот "домострой" остался незавершенным.

Фрагмент мемориала Парк Победы в Москве. Обелиск освещен приемом заливающего света: батареи мощных прожекторов спрятаны ниже уровня площади в специальных, огороженных решетками углублениях. (Фото из архива автора)В более поздних произведениях этого жанра ("Малая земля" под Новороссийском, "Дубосеково" под Москвой и др.) использовались
более современные средства и приемы освещения. Так, впечатляющую систему освещения имел монументальный ансамбль того времени в Риге, возведенный в честь 40-летия освобождения Латвии от фашистской оккупации. Потоки интенсивного заливающего света прожекторов с новыми в то время металлогалогенными лампами эффектно высвечивали доминанту - обелиск, создавая над ансамблем необычный светящийся ореол во влажном балтийском воздухе. На земле в определенном ритмическом порядке стояли газонные светильники индивидуального дизайна. Это был редкий пример органичного встраивания осветительных элементов в "тело" объекта или в малые архитектурные формы. В 1995 году наша мастерская "встроила" осветительные приборы с натриевыми лампами в газоны у памятника Г. К. Жукову перед Историческим музеем, чтобы создать эффект "огненной" подсветки скульптуры маршала с земли, "с поля боя" (к сожалению, из-за конструктивных и эксплуатационных недостатков они сегодня не действуют).

На ряде объектов (Мамаев курган) старые осветительные установки в последние годы модернизированы - переведены на более энергоэкономичные разрядные лампы. Наиболее развитую систему освещения имеет самый крупномасштабный мемориальный объект, созданный к 50-летию окончания войны, - ансамбль Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Система создавалась на последних этапах строительства первоочередных объектов - главной эспланады
с обелиском Славы и фонтанами и Центрального музея Великой Отечественной войны. Кроваво-красные на фоне темного окружения фонтаны на главной эспланаде привлекают всеобщее внимание и вызывают неоднозначные оценки. Это самый психологически сильный элемент светового ансамбля, которому уступают по силе воздействия главные "фигуранты" - обелиск и музей. Обелиск освещен приемом заливающего света: батареи мощных прожекторов спрятаны ниже уровня площади в специальных, огороженных решетками квадратных углублениях. Цветность света нюансно изменяется от тепло-белого внизу до холодно-белого на шпиле, хотя некоторая разъюстировка прожекторов в процессе эксплуатации привела к нарушению градиентного светораспределения и появлению желтоватых и белых пятен на гранях обелиска-штыка. Фасады музея, как и храм Георгия Победоносца, освещены комбинированным - заливающим и локальным - светом. В целом же световая композиция ансамбля вполне традиционна, статична, за исключением функционирующих в летний период красных фонтанов. Освещение возникающих в разных зонах парка новых объектов - монументов, храмов - не меняет общего характера. Думается, что такой знаковый ансамбль рубежа ХХ-XXI веков мог бы иметь более созвучное времени освещение, основанное на единой светопланировочной идее с применением встроенных в архитектурные формы систем, в том числе многорежимного динамического света с включением в общее решение ландшафтных элементов.

Панорама Парка Победы в Москве. Кроваво-красные на темном фоне фонтаны - самый психологически сильный элемент светового ансамбля (Фото предоставлено компанией Сейчас пожарными темпами идет проектирование и строительство нового объекта - памятника странам - участникам антигитлеровской коалиции. Размещен он будет на Аллее Партизан за музеем, на центральной планировочной оси Парка Победы. В составе проекта есть раздел архитектурного освещения (Моспроект-3). В мастерской скульптора С. А. Щербакова на модели четырехфигурного памятника проведено первичное светомоделирование, позволившее определить приемлемые для реальных условий места установки основной группы прожекторов заливающего света.

Главным фасадом памятник обращен на юго-запад, поэтому при солнечном освещении "рисующий" свет падает на него справа. Это направление, более высокая интенсивность и теплый оттенок света сохранены и в прожекторном освещении.

Для лучшей светомоделировки фигур воинов слева предусмотрена дополнительная, "рефлекторная" подсветка холодно-белым светом теневых зон скульптуры. Обелиск за скульптурной группой имеет "персональную" систему освещения, отрывающую его от фигур воинов и создающую зрительную динамику по вертикали: внизу - локальная подсветка желтым светом (символические отблески пламени войны), вверху - интенсивный "легкий" холодно-белый свет, переходящий в голубой на эмблеме ООН, венчающей обелиск.

Tribune to Victory Мемориал Колизеум в Лос3Анджелесе, 1945 г. Цветной зенитно-прожекторный светВ общем подиуме памятника предусмотренвстроенные в мощение и в стенки парадной лестницы светильники локальной подсветки. Ели по обе стороны аллеи в зоне монумента освещаются зеленым или синим (будет уточнено натурным светомоделированием) светом подземных прожекторов. Ускоренные темпы и катастрофически сжатые сроки проектирования создают много сложностей, в том числе вероятность срыва поставки импортных осветительных приборов.

Комплекс проблем, которые можно обозначить как "свет и монумент", относится не только к мемориальным объектам, но и ко всем произведениям монументального искусства. Эти проблемы почти не исследованы, хотя чрезвычайнважны, на мой взгляд, даже более важны, чем в других областях архитектуры. Символическая, эмоционально-образная, ассоциативная, информационная нагрузка на свет (в первую очередь, рукотворный, управляемый искусственный свет) в этом жанре может и должна быть существенно выше, чем при освещении других объектов. Этому способствует быстрое и непрерывное развитие техники освещения, а также тенденции развития современного искусства и общественного сознания. Однако создание произведений светового искусства как второй, "ночной ипостаси" монументов, обладающей несомненной художественной самоценностью, невозможно без использования принципа "светонесущих объектов", когда встроенные осветительные системы становятся Центральная фигура мемориала - Родина-Мать зовет. Благодаря современным источникам света с высокой интенсивностью излучения (прожекторы ArenaVision MVF403 с металлогалогенными лампами MHN3SA 2000W/956, PHILIPS) фигура мемориала хорошо видна с расстояния 30 км (Фото предоставлены компанией Промсвет) органичными элементами их материальной структуры. Для этого должна в определенной мере измениться сама психология и методология творчества.

Пора начать мыслить образами не одной, а двух световых сред - дня и ночи. Освещаемой ночи.

Посвящение Победе

Когда речь заходит о победе в Великой Отечественной войне, едва ли не первое, что вспоминают очевидцы реальных событий или зрители кинохроник, - это захватывающие картины ночного неба, исполосованного лучами зенитных прожекторов и расцвеченного буйными салютами.

В этих картинах образно отражен и трагизм темы, и апофеоз победы. Не только мы в СССР, но и наши союзники использовали в произведениях о войне этот прием для выражения пафоса общей великой Виктории во Второй мировой войне. Поэтому жаль, что в современных праздничных иллюминациях из двух "действующих лиц" практически осталось лишь одно, на мой взгляд, не главное, - фейерверк.

С исчезновением лучей прожекторов из темы ушла напряженно-трагическая нота, очень важная, содержательная и необходимая для памяти поколений. А что, если в юбилейные дни буквально, в полном объеме, при полузатемненном уличном освещении воспроизвести в столице и других городах России майский салют 1945 года? Ведь повторяем же мы марш Победы с участием реальных ветеранов...

Говорят, что в Москве будет устроено современное световое шоу, по характеру и эмоциональному содержанию вряд ли близкое оригиналу. Поживем - увидим.

Композиция Скорбящая мать Композиция Стоять насмерть!

Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде. Реконструкция системы освещения к 60-летию Победы - компания "Промсвет", Н. Новгород. Прожекторы DecoFlood и встраиваемые в грунт прожекторы Pompei, а также металлогалогенные лампы с керамическими горелками CDM Mastercolor PHILIPS позволяют выявить не только форму объектов, но и цветовые оттенки материалов, из которых они выполнены



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design