О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: Роза лотоса :: свет, светодизайн, освещение, световое решение, светильник, напольные светильники, потолочные светильники, встроенные светильники, лампы, Интерьерное освещение
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
 
Логин:
Пароль:
 
Новый пользователь
Забыл пароль

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

Роза лотоса

Новости светового рынка

Номер журнала: 5(19)-2005
Рубрика: Свет в интерьере
Автор статьи: Дмитрий Константинов

Светодинамика и экология зрения.
О новом световом решении Cafe Roset говорят ресторатор, светодизайнер, эколог и профессор МАрхИ

Роза лотоса

На светской и гастрономической карте Москвы появилась новая точка — Cafe Roset. Оно расположено на втором этаже салона дизайнерской мебели известнейшей французской марки Ligne Roset. Кафе — это образец продолжения стилистической линии компании в общественном пространстве. Интерьер двух его залов (как и интерьеры всех салонов Ligne Roset на этой планете) проектировал ведущий дизайнер компании Дидье Гомез (Didier Gomez). Он создал и световое оформление кафе, которое, спустя несколько недель после открытия, по решению совладельцев заведения было частично изменено. Разработку нового светового решения поручили Юрию Медведеву, специалисту по инновационным технологиям. Своим мнением о проекте Медведева и его преимуществах перед первоначальным поделились ресторатор и светодизайнер, видеоэколог и завкафедрой архитектурного дизайна МАрхИ. Но сначала о самом кафе.

В интерьере первого зала — мягкая мебель из белой кожи и коралловые столики в тепло–сером обрамлении стен и потолка. Освещение вносит дополнительный цвет — зеленый. В наиболее удаленной от окон части зала этим теплым травянистым цветом светятся полки над баром, а сама стойка представляет собой световое панно, где на зеленом фоне расцветают три алых лотоса. Этот же мотив использован в оформлении двусторонней световой стены, отделяющей зал от лестницы, но здесь свет динамичен — лотосы «живут» своей жизнью, плавно, едва неуловимо меняясь. В зале есть и другие источники света — на потолке со сложным рисунком вентиляционных решеток и кассетных кондиционеров размещаются галогенные даунлайты, а над каждым столиком свешивается гроздь светильников трубчатой формы. В зависимости от погоды и времени суток яркость освещения здесь меняется. Одна из стен забрана плетеной решеткой–жалюзи в восточном стиле, и сквозь нее пробивается уютный теплый свет красноватого оттенка.

Второй зал целиком зеркален, в нем совершенно нет теней. С точки зрения освещения он не менее уникален. Достаточно расположить по периметру помещения напольные светильники — и их свет начнет преломляться в стенных и потолочных зеркалах, на порядок увеличивая свою силу. Теперь слово главным действующим лицам.

Аркадий Новиков — ресторатор, совладелец Сafe Roset:

Роза лотоса — Считаю, что свет играет особую, очень важную роль в дизайне любых ресторанов. Свет — одна из составляющих настроения ресторана, его атмосферы. Свет в Cafe Roset был сделан по проекту Гомеза. Мы решили внести изменения, во–первых, потому что панно сильно нагревались, от них шел теплый воздух, нагревалось помещение. Во–вторых, свет был очень яркий, а в кафе обязательно надо иметь возможность регулировать уровень освещенности, чтобы менять его в зависимости от времени дня, ситуации. Мы получили диммированные панно, и все встало на свои места.

Павел Чмелёв — директор Сafe Roset:

— Все освещение здесь сделано по проекту Дидье Гомеза. Потолочные встроенные светильники — от iGuzzini, подвесные конструкции над столами — из коллекции Ligne Roset Tube. Световые решения могут показаться достаточно простыми, но в то же время каждое из них тщательно продумано. К примеру, стена со скрытыми источниками света благодаря деревянной решетке создает иллюзию дополнительного объема и отвечает общей идее — сделать интерьер кафе легким и воздушным. Многое в проекте поначалу вызывало сомнения, но потом показалось мне уместным и необходимым. Так, например, красный свет из–за подвесного потолка перекликается с коралловыми столами и оттеняет стены цвета умбры. Люминесцентные лампы в световых панно мы снабдили диммерами (их не было в первоначальном проекте) для того, чтобы свет можно было подстраивать под наши погодные условия. Изначально настенное световое панно было спроектировано с люминесцентными лампами, дающими холодный свет. Получалось очень ярко и не очень комфортно. Мы поработали над этим — поменяли лампы, сделав свет более теплым. Сразу же изменилось общее впечатление, стало как–то уютнее. Хотя если бы кафе находилось где–то на берегу моря, наверное, имело бы смысл оставить холодный свет. Но здесь все–таки не Майами, а Москва, и нам захотелось сделать освещение немного теплее. Мы обратились к помощи серьезной компании, и в процессе работы пришли к идее светодинамических эффектов в лотосах главного панно.

С помощью специальных приборов люминесцентные лампы красного, зеленого и синего цветов включаются с разной частотой и «дают жизнь» каждому из цветков.

Соседний зал — совсем другой, свет направлен снизу вверх, он отражается в полосках матового белого стекла, размещенных по периметру потолка и средней линии стен. Мы так же сами диммировали светильники, чтобы регулировать яркость освещения в зависимости от времени суток.

Юрий Медведев — ведущий специалист Центра Светодизайна

Роза лотоса — Проблема первоначального светового проекта заключалась в том, что было слишком ярко. Панно оказались «пересвечены». Световые короба были до отказа забиты люминесцентными лампами, и яркий свет слишком привлекал внимание. К тому же все это сильно нагревалось и, поскольку у световой стены располагались столики, посетителям было просто жарко. Поэтому наша основная задача заключалась в том, чтобы уменьшить яркость панно и тепловыделение. Дополнительная цель состояла в том, чтобы оживить интерьер, создав легкую светодинамику, изменение цвета на полутонах.

На первом этапе мы поменяли фазы и задиммировали лампы. При осуществлении второго этапа мы пошли по наиболее простому пути. Дело здесь было не в бюджете, а в сроках, иначе мы бы инсталлировали более гибкие в использовании светодиодные системы. Но у нас было мало времени, и в световые короба были установлены люминесцентные лампы трех цветов, электронные ПРА и секвенсорный блок управления. Светодинамический эффект создается за счет того, что секвенсорный блок поочередно включает одну из трех ламп спектра RGB. В итоге получился некий генератор настроений, хотя здесь было очень легко перейти грань хорошего вкуса. В уличных игровых автоматах тоже используются светодинамические эффекты, но там их ритм провоцирует дешевый азарт.

Cafe Roset — интересное место для светотехнических экспериментов. Меня поразил в свое время естественный световой эффект, о котором никто и не предполагал. Окна кафе выходят на север, и по утрам прямой солнечный свет отражается от окон троллейбусов, двигающихся по Кутузовскому — по потолку с завидной регулярностью пробегают солнечные зайчики. Атмосфера этого интерьера много из чего складывается, в том числе и из наших «оживших» лотосов. У люминесцентных ламп есть свои врожденные недостатки, они, возможно, чересчур яркие для таких масштабов, и нам пришлось применять дополнительные фильтры. Второй момент — когда лампы диммируются в режимах, близких к нулю, они ведут себя очень нестабильно. Начинают мигать и так далее. Мы с этим долго боролись, настраивали, доводили. Если присмотреться, каждый из лотосов на светодинамической стене ведет себя по–разному. Мне лично больше всего нравится правый крайний.

Василий Филин — доктор биологических наук, профессор видеоэкологии:

Роза лотосаИнтерьерное освещение, прежде всего, должно быть комфортным для человеческого глаза. Обычно стены современных ресторанов и кафе «украшаются» не за счет декоративных элементов, а с помощью световых «пятен» от локальных светильников. Дизайнеры, разнообразившие интерьер таким образом, считают, что выполнили свою задачу, но они не понимают главного. Свет и тень в таких проектах плавно переходят друг в друга, образуя общую однородную или гомогенную среду. Как известно, глаз человека благодаря своему строению постоянно находится в движении, зрачок сужается и расширяется, и за одну секунду происходят два зрительных рефлекса — саккады. Саккады передают визуальную информацию в мозг и, если эта информация однообразна, в «центре» начинают сомневаться в дееспособности «наблюдателя». Гомогенная среда, в которой глаз не радует смена впечатлений, служит основой для тревожных сигналов нервной системы, стрессов и даже приводит к дисфункции зрительных органов. Об этом мы много говорили применительно к современной архитектуре и в аспекте городского освещения, но в интерьерах общественных помещений это также немаловажно. Насыщение интерьера деталями, создающими границы света и тени, — единственно правильное решение с точки зрения видеоэкологии. И одним из таких решений вполне может служить стена–решетка в Cafe Roset — здесь глазу уже есть за что «зацепиться».

Световые панно, появляющиеся в последнее время в модных минималистических интерьерах с позиций видеоэкологии представляют собой так же проявления «враждебной» гомогенной среды. Однако, если вспомнить историю, уже веками существует такое явление как витраж, и совмещение этих двух стилистик и технологий, на мой взгляд, уже довольно интересно. Не случайно в социальных опросах горожан среди станций метро лидирует «Новослободская» — благодаря своему витражу. Игра света на различных по цвету участках, как это можно наблюдать на панно с лотосами в кафе, не противоречит рефлексам человеческого глаза, следовательно, создает ощущение комфорта. Общеизвестно, что на огонь человек может смотреть долго и с удовольствием — что может быть лучшим аргументом в пользу светодинамики? Не случайно во многих кафе для создания атмосферы уюта и комфорта зажигают свечи и камины. В этой связи светодинамические панно представляют собой интересное и своевременное решение. Это то, к чему подсознательно стремятся наши глаза, и при синтезе подобных эффектов главное — соблюсти правильный ритм, созвучный биологическим процессам.

Андрей Ефимов — заведующий кафедрой архитектурного дизайна МАрхИ:

Роза лотоса — В вопросах проектирования световой среды общественных помещений важно учитывать контекст. Не только географический, но и культурный — то к чему мы привыкли. Когда приглашают западных мастеров — я ни в коем случае не хочу никого лично обидеть — порой бывает, что они используют апробированные варианты без поправки на местные условия. И это не всегда вызывает запланированный восторг, поскольку они не учитывают специфику нашего с вами восприятия. Это, кстати, еще один аргумент в пользу наших специалистов. Когда мы занимались в свое время освещением Москвы, то ориентировались на опыт Парижа а не Нью–Йорка, к примеру. Городской свет в Париже теплый и полихромный, под стать архитектурному облику, это же характерно и для нашего города. На мой взгляд, такая модель освещения должна перетекать и в интерьер. Когда открыли полихромию древнегреческой архитектуры, сам Роден отказывался в это верить. И тем не менее греки раскрашивали свои статуи энкаустикой, потому что цвет имел еще и символическое значение. Столь же полихромна и русская архитектура XVI–XVII веков — вспомните собор Василия Блаженного. Цветное панно в Cafe Roset — удачная иллюстрация, если говорить о некой преемственности исторически–национальных традиций. Плавная светодинамика этого панно — также беспроигрышное решение, вносящее в интерьер природную ритмику, которой мы все в жизни так или иначе подчиняемся. Но здесь важно знать меру. Одним из удачных примеров светодинамики я бы назвал небоскреб «Крайслер» в Нью–Йорке. Венчающий его шпиль в стиле art—deco освещается разноцветными прожекторами, и это производит сильное впечатление: когда ни посмотришь на башню, она все время другая. Такие эффекты прекрасно работают в пространстве мегаполиса, укрепляя наблюдателя в правоте изречения Гераклита о постоянно меняющемся мире. Целесообразность же применения светодинамики в интерьерах зависит, в первую очередь, от функции помещения. Не стоит забывать, что существуют определенные законы для освещения еды, для нормального пищеварения. Что же касается арсенала светодизайнера, то, на мой взгляд, по–прежнему его главный инструмент — интуиция.

Отстраненное холодное освещение идеально соответствует стилистике технического минимализма, но, на мой взгляд, человеческой природе все–таки противоестественно. Я сам любитель хрома и стекла, но дома или в ресторане все же хочется иного, живого, теплого. Мне кажется, что скоро мы окончательно устанем от техно и совершим поворот к иному, полнокровному и насыщенному цветом стилю. Возможно, что среда Cafe Roset — одна из первых «ласточек» нового интерьерного направления.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design