О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: Купол света :: свет, световые инсталляции, фейерверк, освещение, световой дизайн, световые эффекты, искусственный свет, светомузыка, прожектор, светодизайн, подсветка
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
 
Логин:
Пароль:
 
Новый пользователь
Забыл пароль

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

Купол света

Новости светового рынка

Номер журнала: 5(19)-2005
Рубрика: Архитектурное освещение
Автор статьи: Юлия Лебедева

Световые инсталляции существовали всегда. Они только по–разному назывались.

Пространственно–световые инсталляции относятся к числу сравнительно новых жанров современного искусства. И лишь недавно они стали выходить из стен художественных галерей в городское пространство. Хотя на самом деле желание включить свет в существующую систему искусств, использовать его как материал для украшения городской среды наряду с архитектурой и скульптурой, относится к давним временам. Доказательство тому — тысячелетняя история фейерверков.

Китайцы изобрели фейерверк в IX веке. В XIV веке секрет фейерверка выкрали европейцы и превратили его в настоящее художественное представление. Свет участвовал в нем вместе с живописью, скульптурой и архитектурой. Для этого строился фейерверочный театр — живописные полотна подсвечивали огнем, а специальные помосты для статуй извергали языки пламени.

В России «огненные потехи» известны с конца XIV века, но по–настоящему они вошли в моду при Петре I. В Петербурге, у стрелки Васильевского острова, в 1730 году соорудили открытый «театрум» для показа фейерверков. Среди авторов фейерверков упоминаются и сам Петр I, и Ломоносов, и Державин, и архитектор Казаков, и механик Кулибин. Невиданные огненные представления, длившиеся часами, демонстрировали всему миру роскошь петербургского двора. В дни праздников Кунсткамера и Петропавловская крепость освещались тысячами огней–лампионов, и здания превращались в огромные декорации сказочного спектакля, который возникал в центре темного города. В любимой загородной резиденции Петра I, Петергофе, на фоне прекраснейших фонтанов, архитектурных красот и статуй разворачивались прославившиеся на всю Европу празднества, ассамблеи и дипломатические приемы. Они сопровождались фейерверочными спектаклями со множеством изощренных фигур: гирляндами и мозаиками, кометами, букетами, каскадами, пирамидами, огненными фонтанами и колесами, надписями, гербами и эмблемами. Увлечение фейерверками не закончилось и в XIX веке, напротив, оно достигло еще больших масштабов. Декорации (в виде храмов, арок, беседок и прочего), созданные известными художниками, доходили иногда до 50 метров в высоту. Сегодня мы бы сказали, что это были образцы паблик–арта с элементами светового дизайна.

В интеллектуальном ХХ веке свет обрел символический, мистериальный смысл. В 1910 году Александр Скрябин написал симфоническую поэму «Прометей», в которой впервые в мире ввел в произведение постоянно меняющиеся световые эффекты, обозначив в партитуре моменты изменения интенсивности и цвета освещения зала. Теперь это расхожее явление, которое можно увидеть на любой дискотеке. В те же времена это имело буквально сакральный смысл — Скрябин воспевал героя, который не побоялся противоречить богам. К тому же Прометей был первооткрывателем искусственного света. В 1918–м, уже после смерти Скрябина, премьера «Прометея» состоялась вместе с авторской цветовой партитурой, а декорации, костюмы и светомузыку с помощью прожекторов сделал художник Аристарх Лентулов.

Памятник III Интернационалу Владимира Татлина должен был проецировать на небо световые тексты большевистских лозунгов В 1920 году Владимир Татлин создал свой знаменитый проект «Памятник III Интернационалу», в котором воплотились новые идеи синтеза символических и утилитарных форм. На спираль высотой 400 метров нанизывались помещения в виде простейших геометрических форм из стекла — куб, пирамида и цилиндр, которые вращались с различной скоростью. Куб (для проведения интернациональных съездов) должен был оборачиваться вокруг своей оси раз в год, пирамида (для исполнительных целей) — раз в месяц, и цилиндр (информационный центр) — раз в день. Опять же сегодня мы назвали бы это нереализованное целиком произведение кинетической пространственной инсталляцией, в которой большая роль отводилась светодизайну. Дело в том, что по замыслу Татлина, на сооружении должны были располагаться прожектора, которые проецировали бы на облака световые тексты лозунгов.

Примерно в те же годы венгерский художник Ласло Мохой–Надь начал создавать «светопространственные модуляторы» — кинетические конструкции, в которых плоскости и отдельные части находились в разных пространственных соотношениях. Затем он стал приводить эти конструкции в движение посредством скрытых моторов, что при особой подсветке создавало узоры из движущихся теней. Мохой–Надь много рассуждал об архитектуре света и в 1936 году даже опубликовал статью с таким названием. Но к этому моменту он уже покинул небезопасную Германию и жил в Лондоне, а в Берлине начинал осуществлять свои грандиозные проекты любимец Адольфа Гитлера молодой архитектор Альберт Шпеер.

В 1933 году Гитлер поручил Шпееру превратить Нюрнберг в «город партийных конгрессов». Архитектор построил гигантский стадион на 400 000 мест и оформил так называемые поля Цеппелина, предназначенные для массовых парадов и факельных шествий. Особо эффектным было грандиозное ночное шоу, в которое Шпеер превратил достаточно заурядный для того времени партийный съезд 1937 года. За высокими валами, ограничивающими поле, были поставлены тысячи знамен и сверкающих орлов на древках, которые подсвечивались лучами ста тридцати зенитных прожекторов. Яркие световые столбы, отстоящие друг от друга на расстоянии 20 метров, словно гигантские колонны, были видны в радиусе почти десяти километров. Направленные в ночное небо, они образовывали четырехугольник, внутри которого маршировали партийцы, и накрывали их куполом из света. «Порой через этот световой венок проплывало облако, придавая и без того фантастическому зрелищу элемент сюрреалистически отображенного миража. Я полагаю, что этот "храм из света" был первым произведением световой архитектуры такого рода», — вспоминает английский дипломат Гендерсон.

После войны художники продолжили попытки включить свет в свой арсенал. Здесь, прежде всего, стоит сказать о кинетизме, в основе которого лежит идея трансформации, движения формы. В середине 60–х в Европе прошла серия выставок, посвященных свету. В 1961 году в бельгийском Льеже французский художник Николя Шоффэр, один из творцов «городов будущего», создал спектакль «Формы и свет», который показывал на полупрозрачной стене зала конгрессов и в кибернетической башне. Вечером на стене, которая превращалась в огромный экран, разворачивалось светодинамическое шоу. Пятидесятиметровая башня состояла из вращающихся зеркал, цветных прожекторов и репродукторов, превращаясь в фантастический светоцветозвуковой калейдоскоп.

В СССР были свои представители кинетизма — молодежная группа «Движение». В 1967 году в Петропавловской крепости в Ленинграде участники группы представили часть модели «Киберсобытие», главное воплощение которой сохранилось лишь в утопических текстах. Это масштабное шоу временами переходило в реальную жизнь, в нем участвовало много людей и механизмов, которые создавали сложные светозвуковые эффекты.

Правда, жизнь, что у фейерверков, что у произведений кинетистов, была очень недолгой. Они жили, пока длилось торжество. Решительные перемены происходят на наших глазах: современные технологии способны сделать световые инсталляции частью нашей повседневной жизни.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design