О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: Ученье- свет, а неученье - тьма ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
 
Логин:
Пароль:
 
Новый пользователь
Забыл пароль

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

Ученье- свет, а неученье - тьма

Новости светового рынка

Номер журнала: 1-2002
Рубрика: Профессия - светодизайнер
Автор статьи: Елизавета Семигина
При участии: Артем Атаев


Световые приборы, осветительная техника и установки интересуют сейчас очень многих, и потребность в наших выпускниках огромная. На четвертом курсе нет ни одного «свободного» студента – все уже где-то работают. Все наши выпускники востребованы.

 

Знаете, когда началась история светотехники? В первый день сотворения мира, считает профессор Атаев. Когда Господь сказал: «Да будет свет!» – и отделил свет от тьмы.

И, если подробно не останавливаться на Прометее и Заратустре, а от библейских и мифологических тем вернуться на грешную землю, то надо заметить, что первые искусственные источники света рассеяли ночной мрак за десятки тысяч лет до нашей эры. Но лишь в девятнадцатом веке идея создания лампы накаливания почти одновременно пришла в голову русскому Ладыгину и американцу Эдисону. Надо сказать, что электрификация всей страны повлекла за собой не столько социализм, сколько массовое производство осветительных приборов. Потому семьдесят лет назад – в 1932 году – при Московском энергетическом институте была создана кафедра светотехники. Основателем ее был крупный ученый и историк светотехники Лев Давидович Белькинд. Здесь работали академик Сергей Иванович Вавилов, один из создателей лазера профессор Валентин Александрович Фабрикан и еще целый ряд выдающихся ученых. Возглавил развитие научной и преподавательской школы профессор Владимир Васильевич Мешков, долгое время заведовавший этой кафедрой. Сотрудниками и выпускниками кафедры были авторы тех учебников, по которым учатся многие поколения студентов: Г. Н. Рохлин, Н. А. Карякин, В. С. Литвинов, В. В. Трембач и многие другие.

Последние семнадцать лет кафедру возглавляет профессор, доктор технических наук Артем Еремович Атаев. Наш с ним разговор – о том, каких специалистов готовят здесь сегодня и каковы перспективы российской светотехники.

– Артем Еремович, ваша кафедра единственная в России готовит специалистов по светотехнике?

– Нет. Светотехнические кафедры есть еще в Томске и в Саранске. Но наша, конечно, самая мощная по научному потенциалу. Сейчас в России в области светотехники насчитывается 16-18 докторов наук – и больше половины работает у нас.

– Кого готовят на вашей кафедре?

– Кафедра имеет четыре отделения, которые определяют направления подготовки специалистов. Первое отделение специализируется на источниках излучения, второе – на световых приборах, третье – на осветительных и облучательных установках, четвертое – на фотометрии. Кроме того, у нас есть еще специальность «оптико-электронные приборы и системы». Раньше это была «закрытая» специальность, которая занималась визуализацией изображения, или ночным видением. Сами понимаете, это было связано с военной техникой. Сейчас тема открыта. Кроме того, создан Ученый совет по защите докторских диссертаций. Я – его председатель, а многие наши сотрудники – члены Совета. И это тоже подчеркивает научный статус кафедры.

Нельзя не сказать о том, что у нас преподают не просто самые лучшие в стране специалисты в этой области, но люди, являющиеся легендой светотехники. Например, профессор, действительный член Академии электротехнических наук Александр Борисович Матвеев. Профессор Матвеев не только большой ученый – он еще и член Союза художников. Александр Борисович работал когда-то художником театра Советской Армии, а потом перешел к нам. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Курсу лекций профессора Матвеева по эстетике освещения нет аналогов в мире! И он, безусловно, самый авторитетный специалист в области театральной и архитектурной светотехники.

Профессор Станислав Петрович Решёнов – тоже член Академии электротехнических наук (у нас тут почти все академики) и тоже художник, а еще и… поэт. Профессор Владимир Викторович Трембач, доцент Валерий Михайлович Петров – все они не просто талантливые ученые, но и очень яркие разносторонне одаренные личности.

– Наверное, эта многогранность объясняется тем, что ваша специальность находится на стыке техники, науки, искусства и философии.

– Да, светотехника удивительно увлекательное и творческое дело…

– И, видимо, очень перспективное? Центр Москвы у нас, можно сказать, освещен хорошо, новые районы куда хуже, а остальная Россия – все еще «во мгле».

– В том, что Москва сегодня сияет огнями намного ярче, чем несколько лет назад, заслуга многих наших выпускников. Например, такая фирма, как «Светосервис», занимающаяся в основном наружным освещением столицы, была создана нашим выпускником, а ныне вице-спикером Государственной Думы Георгием Боосом.

Световые приборы, осветительная техника и установки интересуют сейчас очень многих, и потребность в наших выпускниках огромная. На четвертом курсе нет ни одного «свободного» студента – все уже где-то работают. Все наши выпускники востребованы.

Но если раньше наших специалистов брали в основном на государственные предприятия и в исследовательские институты, то сейчас все изменилось. Наука в чистом виде мало кого интересует. К сожалению, все хуже обстоят дела с научными кадрами, с преподавательским составом. Все увлечены практикой, а не наукой. Мы стареем, а замены себе не готовим. Понятно, почему это происходит. У нас профессора получают намного меньше, чем молодые специалисты, которые идут работать в фирмы.

– Но светотехническая наука все-таки существует. И, наверное, по-прежнему делаются открытия, есть достижения?

– Развитие светотехники идет по нескольким направлениям. Если, например, говорить об эффективности источников света, то в этой области есть такое понятие, как световая отдача. Это число генерируемых люменов, приходящихся на один ватт затраченной мощности. Так вот, если световая отдача первых ламп накаливания составляла 1,5 люмена на ватт, то у современных ламп эта характеристика достигает 25 люменов на ватт. Цифра возросла, но мало. Сейчас созданы новые лампы: люминесцентные – порядка 70-90 люменов на ватт, натриевые – 110-120 люменов на ватт, серные – уже 140 люменов на ватт. Есть лампы безэлектродные, у них срок службы вообще колоссальный. Но завтрашний день светотехники – светодиоды. Их главная особенность – небольшие размеры и малое энергопотребление. Напряжение, необходимое для их работы, всего около 2 вольт (вместо традиционных 220!). Огромная экономия электроэнергии и полная безопасность. Существенное преимущество светодиодов – они не требуют подводки электросети. Достаточно аккумуляторов, которые подзаряжаются всего лишь раз в две недели. В Москве светодиоды используются в освещении светофоров. Например, на Пушкинской площади и некоторых улицах.

Другое совершенно новое направление – электролюминесценция: эмиссированные электрическим полем электроны ускоряются и, взаимодействуя с люминофором, обеспечивают излучение света.

Много новых разработок появилось в области энергосбережения. Сейчас создают лампы, не просто питающиеся от сети, а снабженные преобразователем частоты, позволяющим увеличить световую отдачу и регулировать световой поток. Уже используются безэлектродные лампы с повышенным сроком службы (несколько десятков тысяч часов). Разработаны сверхвысокочастотные безэлектродные серные лампы со спектром излучения, близким к солнечному. Недавно в России изготовлен лазерный излучатель, способный передавать изображение на расстояние в несколько километров. Экран будет стоять на Красной площади, а сам излучатель видеоинформации может располагаться где-то в районе МКАД.

Еще одна интересная возможность – световоды. Существуют лампы мощностью в 1,5-2 киловатта. Если такая лампа будет светить в помещении – она ослепит. Но если перед ней установить специальный полый световод, то можно будет перенаправить свет в любое другое помещение. Можно освещать улицы, большие закрытые пространства, залы музеев и метро. Это новинка, у которой очень большие перспективы. Кстати, световоды уже используются на некоторых объектах в Москве и в Германии.

– Все это, конечно, замечательно. Но как подобные приборы влияют на человека – его здоровье, психику?

– Существует такое понятие, как норма освещенности. Так вот, приемлемая для человека норма – 200 люкс. Физиологи заметили, что свет влияет еще и на умственное восприятие человека. Например, если для маленького ребенка создать освещенность около 2 тысяч люкс, он начинает значительно лучше воспринимать разнообразнейшую информацию, его физиологическая активность тоже повышается. Доказано, что такое освещение хорошо действует и на взрослого человека, особенно уставшего, перенесшего стресс.

– А это не вредно? Одно время увлекались искусственным загаром, а выясняется, что это может вызвать онкологические заболевания кожи…

– Солнечный свет активизирует жизненные процессы. Но переусердствуете с ним – и получите солнечный удар или ожог. Все зависит от того, как, когда и в каком количестве вы его принимаете.

Сейчас все знают о последствиях прямого воздействия ультрафиолета. Так вот, например, ртутный разряд (многие лампы работают на ртути), имеет линии излучения с длиной волны 185 и 254 нанометров, и такое интенсивное излучение весьма нехорошо с медицинской точки зрения. Прямое воздействие может вызвать различные заболевания, включая онкологические, – в зависимости от дозы. Но это не значит, что ртутные лампы надо полностью исключить из обихода. Достаточно найти им применение там, где они безвредны.

Кроме того, сейчас создаются принципиально новые приборы. Например, многофункциональная лампа, созданная на нашей кафедре, и светит, и озонирует воздух, и дает легкий загар. Если спектр излучения не ультрафиолетовый, то для организма он не просто абсолютно безвреден, но еще и стимулирует его жизнедеятельность. Кстати, многие болезни лечатся различными световыми воздействиями.

У сотрудников нашей кафедры много идей, масса научных разработок, но денег на то, чтобы реализовать эти проекты, у нас нет. Потому-то сегодня мы очень сильно отстаем от Запада. И отстаем только из-за отсутствия средств.

– Неужели в вашей отрасли у нас все так безнадежно?

– В плане науки перспективы пока печальны. С производством дело обстоит лучше. Кажется, в этой области обстановка начинает улучшаться. По данным корпорации «Российский свет» (центр корпорации – в г. Саранске), производство приборов – источников света в России начинает расти. А до недавнего времени – только сокращалось. Особенность большинства отечественных приборов – не очень высокое качество при весьма низких ценах. Но если мы создадим оптимальные условия для науки, инвестируем соответствующие средства в производство и современные технологии, то серьезный прорыв в этой отрасли гарантирован. Главное – не забывать, что только высокий интеллект, хорошая научная и образовательная база дадут отечественной светотехнике возможность выйти на современный мировой уровень. Впрочем, это относится не только к светотехнике…    

Беседовала Ольга УВАРОВА.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design