О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: ЧАС Х ДЛЯ СВЕТОДИЗАЙНЕРА ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
 
Логин:
Пароль:
 
Новый пользователь
Забыл пароль

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

ЧАС Х ДЛЯ СВЕТОДИЗАЙНЕРА

Новости светового рынка

Номер журнала: 3(5)-2003
Рубрика: Проект
Автор статьи: Владислав Бармиан

Практически каждый из нас когда-то сталкивался с проблемой освещения собственного жилища. У кого-то эта проблема ассоциируется с бесконечным самостоятельным ремонтом, для кого-то это всего лишь приятный поход по магазинам "Свет" в поисках плафонов нужной формы, а кто"то просто приобрел световое решение вместе с отделкой и мебель новой квартиры. Разумеется, у нас тоже были все эти возможности. Но мы решили профессионально подойти к этой проблеме и вместе с нашими читателями проследить все этапы, которые необходимо преодолеть на пути к грамотному современному световому решению.

"Световой дизайн" или "проект освещения"?

Лица многих маститых светотехников озаряются снисходительной улыбкой, как только речь заходит об освещении жилища. Вероятно, воспитанное на лучших традициях "бытового" освещения воображение рисует им неприхотливые люстры с дешевой имитацией хрусталя и упрятанными в них простыми лампами накаливания стоимостью три рубля каждая. Несмотря на давно наступивший XXI век и недавнее повсеместное переименование "бытового" света в "интерьерный" такой подход к освещению жилья, увы, остается основным и у российских дизайнеров по интерьеру.

Наверно, самое время задаться вопросом: а может, сам предмет рассмотрения и не заслуживает более сложного подхода? Попробуем в этом разобраться. Создание любого вида освещения предполагает учет трех основных факторов: человеческой физиологии, энергоэкономичности и эстетики. Получаемое световое решение обычно представляет собой компромисс между этими тремя китами. В случае домашнего интерьерного света принято жертвовать первыми двумя во имя третьего. Именно такой подход мы и описали в начале этой статьи.

Традиционно светильники для дома подбирают по их внешнему виду в соответствии с общим дизайном интерьера. При этом практически не учитывается, насколько функциональным будет такой "красивый свет", и вне поля рассмотрения остаются такие "мелочи", как, к примеру, защищенность светильника от внешней среды, необходимая частота замены ламп, степень выделения тепла или адекватность потребления электроэнергии.

Если выбрать стиль оформления светильника под силу как профессиональному дизайнеру, так и просто хозяину жилища, обладающему выраженным художественным вкусом, то справиться с оценкой остальных факторов способен лишь профессионал-светотехник. Здесь возникает первое неудобство, с которым приходится сталкиваться на пути к "правильному" световому дизайну: необходимость вовлечения в процесс создания освещения нескольких специалистов, к тому же по-разному представляющих решаемую задачу. Если вопросам эстетики посвящены многие книги и учебные курсы по искусству, то каким багажом знаний по теме обладают светотехники?

Традиционный уровень подготовки российских специалистов по освещению предполагает их умение решать проектные задачи при помощи более или менее типовых подходов. Проектный подход подразумевает изучение норм освещения объекта, выбор светильников (желательно типовой конструкции), их размещение и светотехнические расчеты, подтверждающие соответствие нормам. Все. Голый прагматизм, не оставляющий места для вопросов дизайна. Для полноты картины отметим, что строительные нормы освещения для жилых помещений носят, как правило, характер рекомендаций и содержат лишь минимально приемлемые для человеческих глаз уровни освещенности. Попытка создать проект освещения квартиры в строгом соответствии с нормами выглядела бы как минимум наивно и непривлекательно, а как максимум – неприемлемо.

Условия задачи

Итак, если мы хотим успешно добиться поставленной перед собой цели – сияющего на горизонте грамотного светового решения (а мы действительно этого хотим), пора приостановиться и более четко описать условия и ограничения нашей задачи. Для начала сформулируем желаемые свойства нашего будущего проекта освещения:

Эргономичность – в процессе работы над проектом мы не забудем о том, что главное предназначение искусственного освещения состоит в обеспечении нормальной (комфортной!) жизнедеятельности человека в любое время года и суток. О том, как выглядит комфорт на языке световых величин, нам подскажут нормы освещения и сами хозяева жилища; Эстетичность – так как мы работаем над святая святых любого человека – его собственным домом, то все создаваемое нами должно максимально ублажать взгляд хозяина или – как минимум – не служить источником отрицательных эмоций. Источников информации в этой области снова два – владелец жилья и дизайнер по интерьеру;

Функциональность – чтобы наше освещение работало долго и надежно, уделим немного внимания самому оборудованию и тем, кто в будущем будет его обслуживать. В этом нам помогут опыт профессионала-светотехника и отчасти снова нормативные документы. В нашем случае освещение станет лишь частью комплексного создания квартиры "с нуля", наравне с возведением перегородок, прокладкой труб и других коммуникаций. Поэтому добавим к свойствам нашего проекта такой пункт, как

Комплексность – решая световые задачи, мы не будем искусственно ограничивать поле нашего проектного зрения, а примем во внимание другие, тесно связанные с дизайном и расчетом освещения, строительные проблемы.

Действующие лица

Вернемся к оставленному нами ходу мыслей о распределении ролей в интерьерном дизайне. Итак, на одном поле деятельности встречаются два специалиста, каждый из которых в отдельности не способен полноценно решить поставленную задачу. Безвыходная ситуация? Вовсе нет. Наоборот, самое время пригласить на сцену совершенно новое действующее лицо – светодизайнера.

У следящих за ходом наших размышлений наверняка уже возникло ощущение, что задача все сильнее и сильнее усложняется. Действительно, от одного действующего лица мы перешли к двум, а сейчас их уже целых три! Не пора ли оставить эту затею и сделать все по старинке, "на глаз"?

- Наверное, еще не пора, – ответит на это ехидно настроенный читатель. – Иначе они не сделали бы из этого проекта целую серию материалов. И будет прав! Потому что мы только приближаемся к главному предмету нашего рассказа – процессу создания светового решения.

Вернемся к ранее представленной нами фигуре светодизайнера. Строго говоря, до недавнего времени в российских реалиях такой профессии не наблюдалось, что тем не менее ничуть не мешало ей процветать за рубежом. Функцией этого персонажа как раз и является увязывание общей эстетики пространства (зачастую проработанной профессиональным дизайнером интерьера или архитектором) с техникой и функциональностью осветительных приборов. Более того, прагматичные иностранцы пришли к выводу, что имеет смысл совместить функции стилиста освещения, спецификатора оборудования и проектировщика в одном человеке, так что изучение всех этих дисциплин обязательно входит в программу подготовки светодизайнеров. Таким образом, на нашей импровизированной сцене остается только два актера – дизайнер интерьера и светодизайнер. Мы попросили выступить в этих ролях архитектора Сергея Колганова и специалиста по освещению, кандидата технических наук Александра Фомина. По ходу работы над квартирой нам понадобятся и профессионалы в других областях, которых мы представим вам позже.

Экскурсия по будущей квартире

Наверное, именно в этом месте пора приостановиться и более подробно взглянуть на уже имеющееся в нашем распоряжении, а именно на нашу будущую квартиру. Слово "будущая" мы употребляем намеренно, так как пустое пространство, ограниченное лишь голыми бетонными стенами без каких-либо намеков на оборудование и электричество еще не может считаться жильем. Знакомая ситуация, не так ли?

Что ж, приподнимаем занавес! В качестве "подопытного объекта" выступает самая что ни на есть стандартная квартира общей площадью 108 м2, какие тысячами прячутся за стенами современных монолитных домов. В данный момент она еще представляет собой абсолютно пустой объем, ограниченный стенами только по периметру. К счастью, вопросы планирования жизненного пространства в нынешние времена отданы на откуп хозяевам жилья, и здесь к работе подключился наш архитектор.

С момента первого знакомства с будущей квартирой прошло менее двух недель, а в наших руках уже оказался ее достаточно подробный план. Согласно современным веяниям, основное жизненное пространство выделено под гостиную, совмещенную с кухней (30+7,5 м2). Место для работы в домашних условиях представлено кабинетом (9 м2), а для отдыха предназначена спальня (15 м2). Вспомогательные помещения включают прихожую, коридор (совмещенный с гостиной), гардеробную, ванную, санузел для гостей и техническое помещение (для стиральной и других машин). Квартира предназначается для молодой семьи с ребенком, поэтому дополнительно предусмотрена детская комната с собственной ванной и гардеробной комнатами.

Предварительная планировка открывает перед нами список задач, которые предстоит решить для того, чтобы обрести задуманное нами функциональное, эстетичное, а главное – грамотно освещенное жизненное пространство.

- Первый этап работы после утверждения планировки предполагает деление всех помещений на функциональные зоны, – рассказывает Сергей Колганов. – Необходимо для начала определить, где предполагается смотреть телевизор, где отдыхать за приятным чтением, где готовить еду, а где работать за компьютером. Этот процесс подразумевает тесное взаимодействие архитектора с конечным потребителем – хозяином будущей квартиры. Добавим к этому, что в задачу архитектора также входит определение мест расположения всевозможного оборудования (от телевизора до кухонной плиты или раковины) с учетом технической возможности прокладки к ним необходимых коммуникаций.

- Наиболее требовательны к месту размещения кондиционеры, – продолжает Сергей. – Если электросеть можно незаметно подвести практически к любой точке помещения, то шланги с хладагентом и водоотводные трубки должны специально упрятываться, причем последние должны иметь соединение с канализационной сетью. По этой же причине к "требовательному" оборудованию относится все связанное с водопроводом и централизованным газоснабжением (если оно предусмотрено).

Первые шаги по нарисованному жилищу

Перед нами – план квартиры с профессионально нанесенным на нем "недвижимым" оборудованием: сантехникой, кухонными устройствами, стиральной машиной и кондиционерами. На этом заканчивается сугубо функциональная роль архитектора и начинается эстетическая. Сейчас он должен придумать и продемонстрировать заказчику его будущее жилище во всей красе – с цветами отделки стен, с расположением картин на стенах и ковриков на полу, с выбранным стилем мебели.

- Эта часть работы может протекать по-разному, в зависимости от конкретной ситуации, – говорит Сергей. – Иногда заказчик сам готов взять на себя функции самого главного дизайнера, и в этом случае моя задача заключается лишь в нахождении способа реализации его идей. Намного чаще мне предоставляется полная свобода действий, и с этого момента начинается настоящий творческий процесс, заставляющий придумывать оригинальные решения для каждого нового жилища.

Помня о нашей цели – создать полностью профессиональный проект, мы пошли именно по второму пути, предоставив Сергею свободу выбора дизайнерского решения. Результатом его работы стали восхитительные эскизы, выполненные для каждого из помещений вручную. Особенно большое впечатление они произвели на будущих владельцев квартиры, которые тут же назвали набор этих рисунков "прогулкой по нарисованному жилищу". Мы решили повторить эту прогулку с нашими читателями.

Самой многофункциональной комнатой, как и следовало ожидать, оказалась гостиная. По замыслу архитектора, ее большой и самый светлый угол рядом с окнами превратился в зимний сад, а прилегающее пространство с удобными мягкими диваном и креслом – в место отдыха и приема гостей. Центральную часть стены, просматриваемой от самого входа в квартиру, должен украсить домашний кинотеатр, расположенный таким образом, чтобы его было удобно смотреть из любой точки гостиной. Монотонность слишком большой ровной поверхности этой стены скрадывается пилонами с высокими нишами внутри.

Часть гостиной представляет собой кухню и столовую. Условной границей этого пространства служит широкий пилон с расположенным около него обеденным столом. Такое архитектурное решение позволяет зрительно выделить эту функциональную зону, не нарушая восприятия объема гостиной как единого целого (этому дополнительно способствует оригинальная форма двухуровневого потолка, охватывающего всю комнату).

Кабинет задуман, с одной стороны, как домашний мини-офис, а с другой – как идеальное место для главы семьи, где он может побыть наедине с собой. Поэтому, в отличие от классических офисных решений (ровная бесцветная отделка, минимум функциональной мебели), помимо рабочего стола и книжного шкафа здесь находится уютный уголок с креслом, диваном и журнальным столиком.

Спальня выдержана в классическом стиле, благодаря чему практически не содержит лишней мебели и элементов интерьера. Архитектор целенаправленно отказался от придания этой комнате других функций, благодаря чему она представляет собой идеальное место для отдыха и просмотра телевизора.

В работе над ванной комнатой Сергею пришлось тщательно продумывать компоновку функциональных зон, чтобы наряду с удобством пользования это помещение еще и радовало глаз. Результатом этой работы стала оригинальная форма двухуровневого потолка, зрительно делящего ванную на три зоны – умывальников, душевой кабины и санузла и собственно ванны. Одну из стен ванной комнаты целиком занимает полноразмерное зеркало, отражение в котором создает иллюзию вдвое увеличенного объема помещения. Значительное внимание уделено детской комнате, которая должна стать удобным и безопасным пристанищем ребенку на многие годы. Здесь предусмотрена кровать, стол для пеленания и уютный уголок для детских игр. Особого внимания заслуживает выбранная тематика отделки стен и занавесок.

Час X для светодизайнера

После небольших уточнений и согласований с владельцами квартиры ее планировка наконец утверждена. Однако, чтобы бригада строителей могла приступить к работе, требуется точная схема расположения всех коммуникаций, включая силовые, осветительные и слаботочные электропроводки. А значит, наступило время вступления в игру второго ключевого персонажа – светодизайнера.

- Процесс создания нового либо реконструкции старого интерьера выглядит подобно восхождению на высокую гору, – отмечает Александр Фомин. – Если предположить, что у подножия находится наш конечный результат – некое световое решение, то на стадии проекта мы вынуждены подниматься все выше и выше, чтобы охватить взглядом все необходимое для его достижения. Как только мы достигаем вершины, можно начинать реализацию идей, постепенно вновь приближаясь к желаемому результату.

Действительно, процесс создания светового решения начинается с определения желаемых световых сцен, выбора внешнего вида и расположения светильников и лишь затем обрастает многочисленными деталями, как то: длина и сечение проводов, типы и расположение розеток и выключателей, особенности подключения к электросетям здания. Воплощение проекта происходит в обратном направлении – от прокладки проводов и установки электрооборудования до монтажа светильников, который производится в самую последнюю очередь. В зарубежной практике функции светодизайнера часто выполняют так называемые home engineers – "жилищные инженеры", в обязанности которых входит планирование и расчет сетей питания кондиционеров, электроплит, а также так называемой "слаботочки" – сетей телефонной, домофонной и компьютерной связи и разводки телевизионных антенн. В нашем проекте пришлось использовать противоположный пример – забота об этих системах возложена именно на светодизайнера.

Работа над световым решением начинается с ознакомления светотехника с общим дизайнерским решением интерьера. - К этому моменту крайне желательно иметь окончательные, устраивающие как заказчика, так и архитектора планы и эскизы всех помещений, – подчеркивает Александр. – В противном случае светодизайнер не застрахован от многократного повторения одной и той же работы по размещению светильников, выбору трасс проводок и т.п. Не менее важно, чтобы в самих помещениях еще не было фиксированных точек подключения светильников, так как это заведомо ограничивает возможности по дизайну освещения и диктует не всегда правильные места расположения световых приборов.

Начальный этап работы над освещением должен происходить при обязательном участии архитектора, дающего необходимые пояснения к эскизам и эстетическим идеям. Вполне вероятно также, что, задумывая общий дизайн пространства, архитектор предполагал те или иные приемы его освещения. Эти идеи обязательно должны быть учтены светодизайнером, который предложит их грамотную реализацию.

Долгий диалог

В далеком прошлом осталась практика, согласно которой жилую комнату в первую очередь "украшали" центральным светильником. Действительно, многие обладатели грандиозных люстр впоследствии обнаруживали, что в жизненно важных зонах помещения света все равно не хватает. По логике вещей, эти зоны снабжались дополнительными светильниками (а интерьерные дизайнеры – головной болью по подбору их стиля), в результате чего первоначальный центральный светильник оказывался "не у дел", оставаясь темным, преимущественно выключенным пятном на самом заметном месте комнаты. - В нашем проекте мы использовали противоположный подход, – говорит Александр Фомин. – Вначале свет был предусмотрен там, где он будет нужен, и только после этого становилось понятно, какие функции остаются "традиционному" центральному светильнику.

Как мы уже упоминали, в процесс материализации световых решений одновременно вовлечено два специалиста – архитектор и светодизайнер, поэтому он невозможен без диалога между ними. Дабы не перегружать читателя подробностями, упомянем лишь основные стадии этого диалога, происходившего между Сергеем и Александром в течение почти полутора месяцев.

Стадия первая. Архитектор излагает свои представления о некоторых приемах освещения, возникшие при проработке дизайна интерьеров. Эти приемы корректируются и дополняются светодизайнером с точки зрения световой функциональности. Результатом первой стадии становится предварительный список световых зон во всех основных помещениях, над которыми предстоит более плотно работать в дальнейшем.

По результатам первого общения с архитектором светодизайнеру требуется первый тайм-аут для того, чтобы проанализировать информацию о световых зонах и предварительно определить подходящие типы ламп и светильников. В этой работе Александру существенно помогла имеющаяся в нашем распоряжении библиотека каталогов ведущих европейских производителей оборудования.

Стадия вторая. Архитектор просматривает предложенные светодизайнером варианты светильников для каждой световой зоны и соотносит их внешний вид с собственными представлениями. Сомнительные моменты немедленно выносятся на обсуждение. Основной возникающий на этой стадии вопрос звучит так: чем пожертвовать в конкретном случае – некоторым выпадением светильника из общего стиля интерьера или его уникальными световыми характеристиками? Если компромисс все же невозможен, становится очевидно, что предложенных светодизайнером вариантов недостаточно, и более четко определяются направления для дальнейшего поиска. В результате второй стадии диалога начинает вырисовываться общая картина светового решения – правда, пока еще пестрящая многими "белыми пятнами".

Второй тайм-аут требуется уже как светодизайнеру, так и архитектору. Так что, пока один продолжает поиски подходящих светильников, одновременно начиная ориентировочные расчеты количества и мощности уже выбранных вариантов, другой использует это время для ознакомления владельцев жилья с предварительными результатами диалога.

В логической цепочке согласования, на первый взгляд, возникает пробел: казалось бы, подключать конечного заказчика проекта нужно было раньше, иначе светодизайнер обречен на лишнюю работу. Ведь он подбирает светильники для еще не одобренного светового решения!

- С одной стороны, это действительно так, – поясняет Александр. – Однако неискушенному в вопросах освещения заказчику невозможно продемонстрировать сами световые зоны в отрыве от конкретного оборудования. Неизбежно возникает вопрос, а как будет выглядеть светильник в том или ином месте, насколько он будет большим и заметным и т.д. Предполагаемое место установки светильника может вообще совпасть с местом, на которое хозяин хотел бы повесить любимую картину.

Стадия третья – это горький процесс "приземления" ранее разработанных идей. Например, в нашем случае обнаружилась категорическая нетерпимость заказчика к открытым источникам света и к светильникам, в той или иной степени напоминающим по форме стеклянные стаканы. Досталось и несветовым идеям (неприемлемой оказалась первоначальная планировка уголка зимнего сада в гостиной и оформление стен в спальне, не считая многочисленных нареканий по расстановке мебели).

На этой стадии диалога архитектор и светодизайнер совместно корректируют ранее принятые решения, все ближе подходя к окончательному варианту. Несмотря на то что сейчас еще не определен окончательный список подходящих светильников и работа по их подбору должна продолжаться, третий сеанс общения архитектора и светодизайнера можно считать ключевым. С этого момента можно приступать к визуальному оформлению дизайн-проекта, часто коротко называемому визуализацией.

Компьютер и карандаш: война или союз?

- Позвольте! – воскликнет на этот раз подкованный в архитектуре читатель. – Какая визуализация! Ведь речь уже шла об эскизах – чего же более?

Возьмем на себя смелость не согласиться с этим мнением. Действительно, многие интерьерные дизайнеры выполняют художественные эскизы и затем просто наносят на них изображения светильников. Передает ли такая картинка ощущение интерьера? Наверное, да. А вот ощущение света полностью отсутствует. Иногда для его воспроизведения вместе со светильниками рисуют и некое подобие световых пятен от них. Однако имеет ли такая картинка что-либо общее с физической реальностью?

- Технология трехмерного моделирования интерьеров, или "визуализация", используется в первую очередь именно для презентации светового впечатления от помещений, – рассказывает Александр Фомин. – Разумеется, и здесь можно говорить не о стопроцентном соответствии картинки и реальности, а лишь об их подобии. Достигается это за счет того, что трехмерные программы выполняют расчеты согласно основным законам распространения света. Заметим, что благодаря этой их особенности можно не только получить изображение любого пространства, но и "измерить" освещенность в произвольной его точке.

- Большая ошибка некоторых заказчиков проектов заключается в том, что они пытаются сравнивать мои эскизы с компьютерными технологиями, – говорит Сергей Колганов. – Я уже устал им объяснять, что это два принципиально разных подхода, преследующие разные цели. Это все равно что пытаться сравнить мастерство художника-абстракциониста с чудесами цифровой фотографии.

Сам по себе интерьерный дизайн не предъявляет жестких требований к использованию компьютерных технологий. Наоборот, именно архитектурный эскиз способен наилучшим образом передать атмосферу интерьера, гармонию цветов и форм. Трехмерное моделирование накладывает массу ограничений на полет фантазии дизайнера и вынуждает сильно упрощать и видоизменять, к примеру, архитектурные формы и мебель, что может до неузнаваемости исказить первоначальную идею. Другое дело свет: для его относительно адекватного воспроизведения достаточно лишь точно соблюсти пропорции помещения и правильно задать световые свойства каждого прибора. В интерьерном светодизайне трехмерные технологии крайне полезны для воспроизведения так называемых световых сцен. К примеру, световое решение для нашей гостиной насчитывает несколько десятков светильников, которые предполагается включать группами. В зависимости от того, какая группа (и сколько групп одновременно) излучает свет, зрительный образ помещения принципиально меняется. Для наглядного воспроизведения всех этих изменений в трехмерной программе нужно просто "включить" и "выключить" соответствующие лампы и предоставить остальную работу компьютеру.

Не стоит думать, что всю работу по визуализации берет на себя компьютер. Например, более 90% времени дизайнера уходит только на воссоздание так называемой "геометрии": стен, окон и дверей, внешнего вида светильников, мебели. Большое внимание должно быть уделено и воспроизведению светотехнических характеристик каждого без исключения объекта. Кроме того, каждый этап расчета должен сопровождаться пристальным контролем и настраиваться вручную для достижения максимального соответствия действительности. С этой точки зрения компьютер выглядит как все тот же мольберт художника: в неумелых руках трехмерные картинки приобретают "пластмассовые" оттенки, а распределение света оказывается вообще нереальным. В нашем проекте мы не ждем от трехмерной графики идеального воспроизведения будущего интерьера. Наверняка многие изменения еще коснутся форм и цветов мебели, отделки стен и окончательного дизайна самих светильников (процесс выбора еще не завершен!). Однако она должна дать нам те световые картины, которые в любом случае будут присутствовать в окончательном интерьере.

Виртуальная экскурсия

С момента начала работ прошел примерно месяц, и наш светодизайнер представил визуализацию трех основных помещений квартиры: гостиной, кабинета и спальни. Теперь у нас есть возможность совершить самую настоящую виртуальную экскурсию по освещенному интерьеру и погрузиться в созданный общими силами домашний световой театр. Наибольший интерес представляет, конечно, гостиная – помещение с пятью основными световыми сценами.

Сцена первая образована двенадцатью точечными светильниками с галогенными лампами, расположенными по периметру округлой части потолка. Эти светильники как бы высвечивают периферийную зону гостиной, создавая уютный и вместе с тем функциональный свет. Мы сознательно отказались от использования шинной системы, так как перемещать светильники явно не потребуется, а необходимость в специально изогнутой по форме потолка шине ограничила бы выбор возможных марок этих систем.

Сцена вторая представляет собой сочетание мягкого света скрытых в стенных нишах люминесцентных светильников с оригинальной подсветкой снизу "зимнего сада". Такое освещение идеально подходит для создания успокаивающей, расслабляющей обстановки, а с учетом низкого потребления энергии – и в качестве дежурного света в то время, когда гостиная используется только как проходная комната.

Замечательный домашний кинотеатр, украшающий центральную часть комнаты, требует специальной третьей световой сцены. Помня о том, что яркий экран телевизора должен быть расположен на светлом фоне (для снижения утомления глаз), светодизайнер выделил для фоновой подсветки стены самую большую – центральную – нишу в ней. Чтобы остальная часть комнаты не погружалась при этом в неуютный мрак, к этому свету добавляется верхняя подсветка растений и часть света хозяйственной комнаты, проникающая в гостиную через предусмотренные архитектором прозрачные стеклоблоки в стене гостиной.

Прием гостей подразумевает особое – "парадное" – освещение гостиной. Для этого была предложена четвертая сцена, объединяющая свет точечных светильников по периметру потолка, всех встроенных в потолок светильников и освещение растений. Основной замысел здесь – в насыщении комнаты светом, визуально расширяющим ее границы и подчеркивающим гостеприимность хозяев.

Кухня как особая функциональная зона гостиной требует собственной – пятой световой сцены. При этом включено пять встроенных над этой зоной точечных светильников, а для достижения светового равновесия в остальном объеме гостиной – также встроенных светильников в коридоре, в углу при входе из прихожей, и светильников верхнего освещения растений.

Световые решения для остальных помещений выглядят значительно проще. В кабинете предусмотрено только три световые сцены в соответствии с его назначением, рассмотренным нами ранее. Сцена первая – "рабочая" – образована горящим по периметру комнаты световым карнизом из спрятанных от глаз человека люминесцентных светильников. Этот мягкий, но весьма интенсивный свет должен обязательно дополняться светом настольной лампы на рабочем столе.

Сцена вторая предназначена для моментов, когда рабочий стол не используется. При этом освещение комнаты создается четырьмя настенными светильниками рассеянного прямого или отраженного света. В качестве местного освещения здесь выступает настольная лампа, расположенная на журнальном столике. Наконец, третья световая сцена, по аналогии с "парадным" освещением гостиной, предполагает совместную работу рассеянного люминесцентного освещения и настенных светильников.

С учетом того, что спальня пространственно объединена с прилегающим к ней коридором, ее освещение дополнительно выполняет функцию зрительного разделения этих двух зон. Основная зона мягко освещена четырьмя специально подобранными бра с невидимым источником света, которые дополняются двумя раздельно включаемыми светильниками у изголовья кровати. Прилегающий коридор несколько более интенсивно освещается встроенными в потолок точечными светильниками. Визуализации освещения подверглись только три ключевых помещения квартиры, однако остальные были проработаны не менее тщательно. Из оригинальных световых решений отметим примененное в гардеробных комнатах двухвариантное освещение для выбора одежды. Теплый галогенный свет имитирует солнечную погоду, а прохладный люминесцентный – пасмурную.

Занавес. На сцену приглашаются поставщики Мы завершаем рассказ о первом этапе работы над нашей квартирой. Для того чтобы приступить к дальнейшей работе, необходимо определиться с тем световым оборудованием, которое мы будем использовать.

- Процесс окончательного выбора марки напоминает премию "Оскар", – говорит наш светодизайнер. – Вначале определяется широкий круг достойных номинантов, а затем начинается тщательный отбор с участием всех заинтересованных в проекте лиц.

Дабы несколько заинтриговать читателя, мы познакомим его с нашим окончательным выбором лишь в следующей статье. А сейчас только представим тех самых номинантов, которые рассматривались нашим светодизайнером, архитектором и (самое главное) заказчиком. В этом нам поможет масштабный план квартиры с нанесенными на нем так называемыми "световыми точками" (местами расположения светильников) и находящимися рядом фотографиями возможных вариантов.

За время, пока готовилась эта статья, наша квартира уже начала приобретать реальные очертания. В ней появились межкомнатные перегородки, а значит, наступило время приступать к электрическим расчетам.

До встречи в следующем номере!


Столы компьютерные
Оставить отзыв в форуме ...
купить прихожую в серпухове
Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011
Создание сайта: Веб-студия NT-Design