О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: МАСТЕР-КЛАСС ПО ИСКУССТВУ ОСВЕЩЕНИЯ ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
 
Логин:
Пароль:
 
Новый пользователь
Забыл пароль

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИСКУССТВУ ОСВЕЩЕНИЯ

Новости светового рынка

Номер журнала: 1(3)-2003
Рубрика: Профессия - светодизайнер
Автор статьи: Дмитрий Константинов

Пролог в конференц-зале 13 и 14 ноября 2002 года московский "Дом Света" проводил мастер-класс "Искусство освещения города – проблемы светотехники и архитектуры".

Конференц-зал ВНИСИ был заполнен до отказа – специалисты- светотехники, проектировщики, архитекторы из Москвы, Санкт Петербурга, Риги, Екатеринбурга, Запорожья, Новосибирска, Гомеля, Нижнего Новгорода и других городов России и ближнего зарубежья "в явочном порядке "засвидетельствовали насущность и актуальность темы мероприятия.

Мастер-класс открыл доктор технических наук, профессор Ю. Б. Айзенберг. В коротком вступительном докладе Юлиан Борисович приветствовал участников и гостей встречи и отметил высокое эстетическое и утилитарное значение затронутой темы. Успешное решение вопросов и проблем городского освещения, подчеркнул он, позволяет создать в каждом городе свой архитектурно- художественный облик, обеспечить как психологически, так и экологически благоприятную, жизнеутверждающую атмосферу.


"Световой урбанизм" глазами специалиста

Первая лекция мастер-класса была посвящена общим вопросам и перспективам освещения городов во всем мире. Докладчик, профессор Н. И. Щепетков, отметил прецедент появления нового проектного направления в градостроительстве. "Световой урбанизм", впервые заявивший о себе во Франции в 90-е годы прошлого столетия, призван рассматривать неотделимые сегодня от общих градостроительных проблем вопросы формирования искусственной световой среды. Ритм нашей жизни, как было отмечено в выступлении, все учащается, и редкие часы досуга для большинства городского населения смещены, как правило, в область темного времени суток. В связи с этим ночной образ городских достопримечательностей, создаваемый искусственным освещением, следует считать второй, сегодня уже необходимой зрительной "ипостасью" архитектуры. Она не является повторением первого, дневного, образа и обладает своей спецификой.

В соответствии с теоретической моделью структурно-иерахической световой среды города искусственное освещение объектов должно быть логически дифференцировано как в цветовом отношении (зонирование транспортных, пешеходных, развлекательных и других зон), так и в плане яркости освещения в зависимости от значимости конкретного сооружения.

Рассказ Николая Ивановича Щепеткова иллюстрировали слайд-схемы и фотографии наиболее интересных в контексте лекции фрагментов освещения в Москве и других городах.

Еще раз о нормативах

Мастер-класс продолжил В. И. Петров, предложив собранию рассмотреть ряд практических вопросов, стоящих перед проектировщиком, впервые столкнувшимся с вопросами освещения.

При том что архитектурное освещение больше относится к области искусства, оно напрямую связано со строительными процессами и имеет собственные архитектурно-технологические нормативы, накладывающие на проектировщиков определенные ограничения. В основном они определяются требованиями безопасности движения, экологии световой среды вечернего и ночного города (предотвращение светового загрязнения неба, засветки окон в жилых домах, светового дискомфорта), а также иерархической степенью яркости освещения для объектов разной социальной значимости.

Действующие федеральные нормы городского освещения (СНиП 23-05-95) предусматривают диапазон яркости заливающего света для городских объектов в пределах 3–8 кд/м2. В особых условиях эти значения могут быть увеличены в 1,5 раза.

Московские нормы освещенности (МГСН 2.06-99 "Естественное, искусственное и совмещенное освещение") расширяют и детализируют значения яркости городского освещения, рассматривая также прецеденты популярного в последнее время локального освещения. Согласно этим правилам, диапазон яркости для заливающего освещения составляет 3-10 кд/м2, а при наличии акцентирующей подсветки – 8-30 кд/м2. Впервые введено численное ограничение по освещенности окон жилых домов (от 20 до 50 лк в зависимости от категории улиц).

Докладчик также коснулся вопроса важности объединения усилий архитекторов, строителей и светотехников не когда-либо, а именно на раннем этапе создания новых городских объектов. Такого рода интеграция своевременно помогает избежать технологических ошибок и затрат по их устранению.

В порядке обсуждения актуального вопроса калькуляции светотехнических работ Владимир Иванович Петров рекомендовал к применению специальный нормативный документ МРР-3.2.30-99, изданный правительством Москвы и представляющий собой профильные расценки и схемы расчета проектной стоимости с поправкой на объемы, срочность, сложность и т. д.

В заключение докладчик отметил большую роль светотехнического проектирования, о чем наглядно свидетельствуют положительные изменения в облике вечерней столицы за последнее десятилетие.

Москва не сразу строилась

Выступление Владимира Михайловича Царькова было посвящено ретроспективе наружного освещения Москвы и других городов. При широком развитии архитектурнохудожественного освещения, отметил докладчик, большое значение приобретает проблема светового решения города в целом, включающая ряд градостроительных и иных проблем.

Первая в стране специализированная научно-исследовательская группа по наружному архитектурному освещению, положившая начало лаборатории архитектурного освещения ВНИСИ, была создана в 1929 году в светотехническом секторе ВЭИ в связи с проектированием Дворца Советов. Первыми постоянно действующими объектами архитектурно-декоративного освещения в Москве стали рубиновые кремлевские звезды, установленные в 1937 году.

В лаборатории ВНИСИ были разработаны стационарные установки архитектурного освещения высотных зданий в Москве и Варшаве, павильонов ВДНХ, Сталинградского мемориала (1947 г.), Куйбышевской ГЭС (1948 г.), храма Джвари в Грузии и ряда других объектов.

Первый прецедент комплексного освещения Москвы по единому плану состоялся в 1957 году, в период проведения в столице Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Архитектурное освещение носило в основном праздничный характер, и в обычные дни многие городские достопримечательности фактически пропадали для восприятия в темное время суток. В связи с этим в ГлавАПУ Мосгорисполкома при участии специалистов ВНИСИ была разработана генеральная схема светового художественного оформления Москвы, предусматривающая комплексное решение вечернего вида города и его основных магистралей в соответствии с радиально-кольцевой структурой планировки.

На сегодняшний день во ВНИСИ накоплен колоссальный практический опыт по наружному архитектурному освещению. Непосредственно по проектам института и на основе лабораторных исследований выполнено освещение таких объектов, как архитектурные ансамбли Московского Кремля и Красной площади, Спасо-Андроникова, Новоспасского, Андреевского и Новодевичьего монастырей, Останкинской телебашни (1968 г.), мемориала Победы на Поклонной горе, Манежной площади, храма Христа Спасителя (1998 г.) и многие другие.

Светильники всех стран, объединяйтесь!

Свой рассказ о современном "арсенале" специалиста-светотехника В. М. Пятигорский предварил московской зарисовкой 10-летней давности. Ночь "растворяла" многие прекрасные творения зодчих, скульпторов, инженеров и строителей. Практически только Московский Кремль представлял собой в вечернее время чарующую картину.

Надо отдать должное энтузиазму и мастерству специалистов ВНИСИ, которые в конце 70-х годов смогли этого добиться, имея на вооружении только крупногабаритные прожектора заливающего света для спортивного освещения с металлогалогенными лампами (МГЛ). Современные требования в подавляющем большинстве исключают использование в архитектурном освещении приборов с традиционными лампами накаливания. Применение МГЛ и натриевых ламп (НЛВД) вместо ламп накаливания в 1994 году при реконструкции осветительной установки гостиницы "Украина" позволило в 5 раз снизить электрическую мощность и в 10 раз уменьшить эксплуатационные расходы.

Наиболее простым и доступным является прием общего заливающего освещения, при котором ночной образ объекта в наибольшей степени подобен дневному. Для выполнения поставленной цели применяют широкоизлучающие прожекторы производства фирм "Светотехника" (Лихославль), Philips (Голландия), Bega и Schuch (Германия), Indalux (Испания), SBP и iGuzzini (Италия), ВНИСИШредер (Москва).

Для получения световых акцентов на объектах используют прожекторы остронаправленного действия производства тех же компаний и Московского опытного светотехнического завода (МОСЗ).

В настоящее время существует достаточно большое количество световых приборов прожекторного типа с лампами относительно малой мощности для локального освещения. Они устанавливаются на кронштейнах с небольшим (до 0,5 м) выносом от стены, выходным отверстием вверх. Этот же тип светильников применяется для создания светового рисунка ("короны") на плоскости между верхним этажом и кровлей здания.

При освещении протяженных в горизонтальном направлении объектов (от десяти до сотен метров), невысоких зданий и сооружений чаще всего используют установленные в линию светильники с люминесцентными лампами в уплотненном исполнении, которые производятся, например, компанией "Световые технологии" (Рязань).

При освещении небольших фронтонов церквей, дворцовых сооружений и других архитектурных памятников предпочтительнее выглядят линейные светильники с двухцокольными лампами накаливания производства AGABEKOV (Швейцария) и iGuzzini(Италия). Неотъемлемой частью архитектурного освещения является подсветка пешеходных зон – скверов, парков и т. д. В зависимости от статуса проектируемой территории применяются декоративные опоры с венчающими светильниками производства"МОСЗ" (Москва), "Светотехника" (Лихославль), Philips (Голландия), Selux (Германия), Indalux (Испания), iGuzzini (Италия).

Для освещения деревьев и кустарников предпочтение отдают углубляемым в землю световым приборам.

А для освещения цветников и газонов используются так называемые "световые столбики". Эти приборы выпускают "МОСЗ" (Москва), "Светотехника" (Лихославль), Philips (Голландия), Bega и Selux (Германия), iGuzzini (Италия).


Интермедия в кулуарах

Выступления докладчиков на мастерклассе чередовались с кратковременными (около 15 минут) дискуссионными обсуждениями.

Дискуссии были достаточно насыщенными и эмоциональными, чувствовалось, что гостям "Дома Света" было что сказать и помимо реакции на полученную информацию. Основной контекст выступлений с мест и кулуарных обсуждений затрагивал вопросы нормативной и методологической базы. Протокол обсуждения занял бы ничуть не меньше места, чем сами лекционные распечатки (они были вручены каждому из участников в виде изящного сборника с цветными фотоматериалами). Наиболее активно в прениях участвовали представители ЗАО "Техносвет", Санкт-Петербург. Процитируем одного из них, А. В. Четаева:

"Хотелось бы, чтобы подобные встречи проходили чаще, поскольку всех вопросов за день-два не охватить. Нужно обсуждать каждую проблему более развернуто, предметно. Может быть, стоит проводить такие мастер-классы дифференцированно, в зависимости от уровня подготовки аудитории: для новичков проводить свои занятия, для более опытных светотехников – свои. Хотелось бы большего количества дискуссий и общения в диалоговом режиме.

Благодаря мастер-классу мы получили возможность впервые увидеть многих наших коллег, обменяться опытом. Все-таки в Питере мы несколько удалены от такого рода контактов. В следующий раз хотелось бы встретить побольше коллег по нашему профилю, занимающихся художественным освещением. Неплохо было бы расширить кулуарную часть встречи: в раскованной, непринужденной обстановке рождается больше полезных мыслей и споры легче находят пути разрешения, чем в институтско-лекционной атмосфере.

Хотелось бы повысить оперативность общения, может быть, даже путем создания электронного форума. За границей это есть, и мы не должны отставать, иначе получается, что я лучше осведомлен в успехах австралийских светотехников, чем в том, что происходит в восьми часах езды от меня. Большим достижением мастер-класса стало то, что мы своевременно получили книгу с лекционными материалами. Общение проходит гораздо лучше и продуктивнее, если ты слушаешь, а не пытаешься судорожно что-то записать".


Вновь о виртуальном

Новому направлению в светотехническом проектировании – компьютерному моделированию установок архитектурного освещения – был посвящен доклад А. А. Коробко, которым открылся второй день.

Сегодня при проектировании архитектурного освещения традиционный светотехнический расчет, заключающийся в нахождении распределения освещенности или яркости по освещаемой поверхности, все больше играет второстепенную роль, а на первый план выступает задача компьютерного визуального моделирования как самого объекта, так и его освещения.

Учитывая большую трудоемкость процесса компьютерного моделирования архитектурного освещения, на практике выработаны два основных подхода к решению этой задачи.

Моделирование на стадии дизайн-проекта дает заказчику возможность увидеть, так сказать, эскиз освещенного объекта в каком-либо из выбранных ракурсов. Сканированное фото обрабатывается графическим редактором Adobe Photoshop или Corel Draw, и заказчик получает статическую "картинку" освещения наиболее быстро и дешево.

Динамическую объемную модель объекта, которую, поворачивая ее на дисплее, можно рассматривать под разными углами, помогает получить применение трехмерных графических пакетов Auto Cad, ArhiCad, 3D Studio Max, 3D Studio Wiz. Имеющиеся в этих программах графические средства позволяют визуально "подсвечивать" объект. Этот путь более трудоемок и долог, в ряде случаев при подаче дизайн-проекта практикуется комбинированный подход – на фото накладывается 3D-графика.

Моделирование на стадии проекта предполагает использование специальных светотехнических программ, таких, как Lightscape и Radiance (США), Inspirer (Япония), DiaLux (Германия). С помощью этих программ можно построить не только трехмерную графическую модель объекта, но и смоделировать его освещение с учетом реального светораспределения выбранных световых приборов. Лицензионное приобретение этих продуктов обходится в среднем в $500–650.

На фоне перечисленных компьютерных продуктов сегодня выгодно выделяется программный комплекс Light-in-Night. НПСП "Светосервис" уже более 5 лет успешно эксплуатирует эту разработку, программа помимо трехмерного изображения позволяет оперативно получать плоскостную картинку, на которую нанесены изолинии или цветная заливка в соответствии с областями равной освещенности или яркости. Построение двухмерной модели освещения происходит мгновенно даже на Pentium-100. При современном "компьютерном парке" наших светотехнических и проектных организаций программный комплекс Light-in-Night как нельзя более уместен.

Московские огни

Доклад О. Г. Корягина был посвящен вопросам функционального освещения московских улиц. Являясь одним из важных критериев комфорта и безопасности каждого горожанина или туриста, уличное освещение также способствует снижению дорожно-транспортных происшествий и улучшает вечерний облик города.

Освещение пяти тысяч километров московских улиц имеет значительно большую историю, чем архитектурное освещение зданий, получившее массовое развитие лишь в последние десятилетия. В советское время уличное освещение испытывало множество нормативных и организационных ограничений, связанных с экономным расходованием строительных материалов, использованием железобетонных опор и голых алюминиевых проводов.

Резкий рост в последнее время автомобильного транспорта и интенсивности его движения создает дополнительные проблемы: наезды на опоры и затруднение замены светильников из-за припаркованных машин. Также серьезный вред уличному освещению приносит вандализм. Тем не менее эксплуатационным организациям удается поддерживать количество нормально функционирующих светильников на уровне 97%.

Сегодня нормы освещения улиц и магистралей столицы во многом пересмотрены и дополнены. Установлены ограничения по засветке жилых и лечебных зданий, повышены требования к значениям и распределению яркости по дорожному покрытию и в транспортных тоннелях. Электробезопасность наружных объектов освещения предусматривает использование изолированных проводов вместо голых алюминиевых, прокладку осветительных кабелей в земле, а также воздушных самонесущих коммуникаций.

С 1996-го по 2001 год благодаря совместным работам Лихославльского завода "Светотехника", "Мосгорсвета" и ЗАО "Амира" было разработано и апробировано десять новых, недостающих серий светильников, что позволило обеспечить альтернативу закупке дорогостоящих зарубежных аналогов, в том числе и собираемых в нашей стране по отверточной технологии.

На базе тоннельных светильников серии 22 по предложению "Мосгорсвета" в Новокутузовском тоннеле впервые в России была реализована уникальная концепция "встречного света".

Опыт реконструкции освещения Тверской улицы показывает, что совместное участие архитекторов, эксплуатационников и разработчиков-изготовителей дает прекрасные результаты: светильники серии 19 с альзакированным корпусом, размещенные на специально разработанных опорах, оживили тускловатый вид застройки центральной улицы как в ночное, так и в дневное время.

Последнее десятилетие является наиболее весомым в области развития источников света, повышающих эффективность и экономичность уличного освещения. В Москве доля светильников с лампами НЛВД превысила 60% от общего числа эксплуатируемых, что позволило почти на четверть снизить расход электроэнергии. Уровень освещенности при этом был повышен на 20%.

Использование железобетонных осветительных опор в Москве прекращено. В настоящее время существенно расширена номенклатура выпуска металлических опор, особенно фланцевого исполнения.

Пять лет назад в Москве было прекращено дискретное отключение части светильников в ночные часы, проводимое в целях экономии электроэнергии, но оказавшееся убыточным для городского бюджета (учащение автомобильных аварий дополняется уменьшением срока действия газоразрядных ламп высокого давления).

В заключение докладчик в качестве методики достижения наилучших результатов выделил комплексный подход к проектированию всех смежных структур: архитекторов, светотехников, электриков, механиков, эксплуатационников и строителей. При этом приоритет функционального освещения не теряет своей важности для обеспечения безопасности москвичей и гостей столицы.

Мост в огне

Выступление А. А. Барцева затрагивало одну из наиболее интересных тем архитектурного освещения – мосты. Легкие и стремительные, в большинстве своем они являются произведениями выдающихся зодчих и инженеров и зачастую являются зрительными доминантами города.

Задача архитектурного освещения моста достаточно разнообразна. Мосты через водные преграды хорошо наблюдаются, как правило, с воды и с берегов как пешеходами, так и водителями водных, наземных и воздушных транспортных средств. Если для пешеходов в освещении мостов важен, как правило, эстетический аспект, то для пилотов, шоферов и капитанов первостепенное значение имеют соображения безопасности. В связи с этим осветительная установка моста должна как препятствовать ослеплению, так и давать правильную пространственную ориентировку: габаритные размеры, указание фарватера.

В России означенное направление архитектурного освещения представлено большим количеством объектов, достойных мирового уровня. Достаточно вспомнить мосты Москвы и Санкт-Петербурга – без их чарующих контуров ночной облик обеих столиц во многом бы проиграл.

Святой свет

Темой последующего выступления, Н. И. Щепеткова, стало освещение храмов как символ их возрождения. В любой религии свет – символ божественности. В христианском храме свет и зодчество сливаются в единый символ. В наружном освещении российских храмов нового времени "точкой отсчета" можно считать 1993 год, когда правительством Москвы была принята программа освещения города к 850-летию. В ее рамках в этом же году на средства города было осуществлено освещение Казанского собора на Красной площади.

На сегодняшний день десять наиболее крупных монастырей и около ста соборов, подворий, церквей и часовен в столице предстали перед верующими в новом свете, символизирующем возвращение русского народа к истокам православной веры.

Обширный и разнообразный опыт Москвы в освещении храмов, получивший одобрение Святейшего Патриарха, вдохновляет и другие города России на подобную деятельность. Удачные примеры существуют уже в Казани, Санкт-Петербурге, Вологде, Ярославле, Екатеринбурге и других городах. Но еще больше остается пока неосвещенных храмов и национальных святынь, подчеркнул докладчик, ждущих нашего творческого и компетентного участия.

Освещение в стиле кантри

Лекционный материал мастеркласса завершал доклад Ю. С. Мед ведева о ландшафтном загородном освещении. Этот вид светового искусства особенно востребован в последнее время в связи с очевидным бумом загородного строительства. Освещение частного жилья и прилегающих территорий в загородной зоне (residential lighting), обладает рядом отличительных особенностей, связанных с интересами безопасности, визуальной экологии и эстетики.

Уровень освещенности объектов, в соответствии с этими совокупными требованиями, должен обеспечивать хозяевам и их гостям комфорт в передвижении по участку (освещение тропинок, зон отдыха, пикников), в то же время препятствуя проникновению нежелательных посетителей (периметральный свет, достаточный для видеонаблюдения).

Установки ландшафтного освещения класса residential, как правило, охватывают небольшие территории 0,1-10 га, но по насыщенности оборудованием значительно превышают городские аналоги. Причина в большей детальности, характерной для данного типа проектов, обусловленной как меньшими размерами объектов частного ландшафта, так и персонификацией заказчика. Вместо городских прожекторов, подчеркнул докладчик, мы применяем галогенные лампы, светодиоды и оптоволоконные системы, взамен "широких мазков" получая более тщательную "прорисовку".

Формирование комфортной визуальной среды в ночное время для обитателей загородного жилища исключительно важно: ландшафт здесь является продолжением интерьера, и его освещение призвано повышать качество и отдыха, и самой жизни.


Эпилог на местах

Мастер-класс завершил свою работу, многочисленные гости разъехались по домам. Спустя неделю, связавшись с некоторыми из них, мы попытались выяснить их мнение о прошедшей встрече, получить объективную оценку, узнать интересующие их вопросы, которые могли бы быть освещены на последующих заседаниях.

Антонина Ивановна Малышева, главный инженер проекта Уральского филиала ГипродорНИИ, Екатеринбург: “Впечатления от прошедшего мастеркласса самые положительные. На будущей встрече интересно было бы рассмотреть вопросы защиты световых конструкций от молний, а также особенности прокладки осветительных сетей внутри зданий”. О. С. Кондратьев, “МК-Проект”, Вологда: “Впечатления о прошедшем заседании самые положительные. Как проектировщиков нас интересуют вопросы, касающиеся комплексного технического расчета, поскольку имеющиеся у нас программы не дают возможности проектировать ночное освещение. Интересуют также руководства, рекомендации по данному профилю. По всей вероятности, они должны идти по линии Минтопэнерго.

Один из наших текущих заказов – Центр восточных искусств в Череповце. Это достаточно специфичный проект, требующий оригинального освещения. Заказчик не возражает, чтобы мы осуществили световое решение, но мы не знаем, как подступиться без соответствующей теоретической базы, нормативов, ссылок в интернете.

Другие заказчики также требуют осуществления индивидуальных световых проектов, кто-то предпочитает "бегущую строку", кто-то – шинопроводы. У нас же порой отсутствует не только опыт, но даже информация, поэтому мы крайне заинтересованы в дальнейших встречах в Москве. Мы готовы выступать с "Домом Света" партнерами в осуществлении наших заказов, при условии, что нас будут оперативно снабжать необходимой информацией. Вологодский заповедник деревянного зодчества, Кирилловский монастырь, музеи в Устюжне и Белозерзке – мы сегодня обладаем солидным пакетом заказов и открыты для сотрудничества”. Виталий Николаевич Степанов, представительство Philips в Москве: “У каждого из присутствующих в зале были свои цели посещения этого семинара. Лично я понял, что в рассматриваемых вопросах отсутствуют какие-либо строгие критерии, белое можно с одинаковым успехом называть черным и наоборот. Видимо, в связи с этим на сегодняшний день в нашей стране наблюдается очень мало профессионально сделанных световых установок. "Светосервис" подтвердил свой достаточно высокий класс, хотя у него лишь примерно 50% решений соответствуют мировым нормам. Причина в отсутствии строгих правил и судей, некомпетентности.

Тем не менее прошедший мастер-класс заслуживает, на мой взгляд, самой высокой оценки. Выступления специалистов, имеющих богатый практический опыт и говорящих о реально существующих московских объектах, весьма полезны для людей, занимающихся вопросами освещения. Единственно, что "мастер-классом" мероприятие я бы назвать не рискнул, скорее это было похоже на семинар, где предполагаемую передачу знаний, обучение по специальной методике заменил простой обмен мнениями между участниками. Основной недостаток: график выступлений совершенно не оставлял места для дискуссий. Новички радовались, профессионалы отчасти скучали. Я еще раз утвердился во мнении, что искусство городского освещения у нас переживает еще только стадию становления”.

Анна Юрьевна Муханова, директор ООО "Атлант", Санкт-Петербург: Было очень интересно. Единственно, несколько не хватало времени на дискуссии, а все хотели общения. Сборник докладов, который я получила вместе со всеми участниками мастер-класса, уже ходит в Питере "по рукам". Насколько я знаю, желающих попасть на эту встречу было больше, чем мест в зале. Если сделать мастер-классу хорошую рекламу, на мой взгляд, многие компании из нашего города с удовольствием приедут на следующее заседание”. Анна Атаева, представительство OSRAM GmbH в Москве:

“О мастер-классе осталось очень хорошее впечатление. Все темы были актуальны, все вопросы городского освещения, которые, на мой взгляд, нуждались в обсуждении, были в той или иной мере затронуты в материалах докладчиков”.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design