О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: что сказал художник ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
Разместить проект
Разместить новости
Каталог компаний
Добавить резюме
Резюме
Добавить вакансию
Вакансии
Учетная запись
Выход

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

что сказал художник

Новости светового рынка

Номер журнала: 2(27)-2007
Рубрика: События
Автор статьи: Мария Фадеева

Лю Дзяньхуа. Отражение в воде. Свет и тень являются такой же неотъемлемой частью произведения, как и керамический фризЭто не первая работа «Центра Светодизайна», связанная с масштабными выставочными проектами, но она потребовала уникального решения. Ведь всякая экспозиция неповторима, как и произведение искусства. Перед светодизайнерами встала сложная задача, поскольку биеннале — это сразу несколько выставок, на которых представлены произведения, относящиеся к разным видам искусства. Среди них и живописные полотна, и фотографии, и инсталляции — и освещение каждого требует особого подхода.

Основной проект биеннале занял целых четыре этажа в башне «Запад» — с восемнадцатого по двадцать первый. «Центру» предстояло осветить все, кроме двадцать первого. На восемнадцатом этаже расположились гардеробы и подсобные помещения, на девятнадцатом и двадцатом — четыре из пяти экспозиций основного проекта: «Только примечания», «История в настоящем времени», «Фонд ноль, или Ледяная вода эгоистических подсчетов», «После всего». Башня уже достроена, но не сдана в эксплуатацию. Внутри есть только бетонные стены основного конструктивного каркаса и короба инженерных сетей. Наружные стены башни, как это принято в современной архитектуре, сплошь стеклянные, что создает особенные эффекты как при дневном свете, так и ночью. Еще до открытия биеннале некоторые опасались, как бы виды Москвы не стали соперничать с современным искусством. Кстати, один из художников разрисовал несколько стекол — в результате светодизайнеры продумывали освещение, выявляющее эти рисунки в темное время суток.

Михаил Косолапов. «Лапута». Четыре светильника рисуют на натянутых лесках узор из сияющих дуг«Центр Светодизайна» был приглашен к сотрудничеству комиссаром биеннале Иосифом Бакштейном, который уже имел опыт работы с этой компанией — весной прошлого года «Центр» успешно осветил выставку Нормана Фостера в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Теперь ему предстояло создать такую подсветку каждого экспоната биеннале, чтобы от зрителей не ускользнула ни одна из его особенностей, и вместе с тем, чтобы все произведения не слились воедино. Экспозиция состояла из картин, графики, снимков, инсталляций и видео примерно шестидесяти авторов из многих стран мира. Но даже не эта чрезвычайная " пестрота материала стала самым сложным обстоятельством. Куда большую сложность представляли заявленные заказчиком сроки реализации освещения.

Задание светодизайнеры получили за три дня до официального открытия биеннале. Причем оно оказалось достаточно расплывчатым. Естественно, все было ясно с освещением проходов и гардеробов, однако дальше начиналась полная путаница. Каждый художник, считающий, что ему нужна специальная подсветка, оставил заявку, которая чаще всего включала его имя и необходимое, на его взгляд, число светильников. Но лишь оказавшись на месте и увидев каждый объект своими глазами, можно было понять, что лучше с ним делать. Тем более что некоторые авторы в последний момент меняли расположение своих работ, а то и вовсе заменяли заявленные восемь маленьких картин на три большие.

Краткость сроков заставила выбирать оборудование по принципу «что есть на складе в необходимом количестве». В этой ситуации решающее значение имело взаимное понимание и сотрудничество с компанией «Световые Технологии» — одним из немногих российских производителей высококачественного светотехнического оборудования. Сто пятьдесят светильников FIP/T и 160 м трехфазного шинопровода были использованы светодизайнерами. Именно они, в ряде ситуаций снабженные рассеивателями, и освещают большую часть экспонатов.

Серия фотографий «Дежурные» Ольги Чернышевой. Благодаря мягкому, рассеянному свету покрытые стеклом фотографии не бликуют, позволяя беспрепятственно вглядываться в портретыFIP/T, укрепленные на шинопроводе, обеспечивали акцентную подсветку. Особое внимание было уделено настройке каждого отдельного светильника. При помощи светотехнических шторок пятно света было сформировано так, чтобы оно соответствовало форме и площади экспоната, для размывания границ использовались фильтры. Представьте себе, что для керамического рельефа китайского художника Лю Дзяньхуа «Отражение в воде» пришлось специально рассчитывать длину тени — она должна была быть равной высоте объекта. Кстати, решение об акцентном освещении было принято не сразу, кураторы проекта думали о свете, отраженном от потолка, кто–то вообще был согласен на технический строительный свет. Однако автор светового проекта Евгений Огнев, оценив весь спектр задач, остановился все же на акцентном решении.

Второй тип светильников с компактными люминесцентными лампами (Lival) использовали в проходах, а также в тех пространствах, где нужна была равномерная заливка светом. Важно отметить, что не все художники хотели, чтобы их работы были специально подсвечены. Кроме того, в экспозиции были представлены в большом количестве видеоинсталляции, требовавшие сохранения относительной темноты для большей четкости изображения. Также было несколько объектов, самостоятельно излучающих свет. Они не нуждались в дополнительной подсветке, но важно было вписать их в общую концепцию светового пространства.

За три дня работы светодизайнерам удалось познакомиться со многими художниками, поскольку те старались участвовать в процессе освещения их работ. У некоторых на этот счет были идеи, которые старались учесть в рамках возможностей имевшегося в распоряжении оборудования. Так было, например, с объектом «Лапута» Михаила Косолапова. На странный, выкрашенный серебряной краской пень направили свет четырех светильников. Их свет преломлялся в множестве держащих пень тонких лесок.

Стоит упомянуть и подсветку верха колонн на восемнадцатом (входном) этаже. Там, где не было никаких произведений искусства, решили разнообразить среду и добавить цветовой акцент, не предусмотренный организаторами заранее. Для этого использовали прожекторы с дихроичными фильтрами, которые под разным углом падения света дают разный цвет — такое вот современное световое искусство.

Иосиф Бакштейн

Иосиф Бакштейн
Комиссар 2–й Московской биеннале современного искусства

«Я, конечно, больше понимаю в искусстве, чем в светодизайне. Единственное, что могу сказать — мне нравится, как сработали ребята из «Центра Светодизайна». Я думаю — это была одна из самых сложных для них работ. Мы достаточно поздно определились с выставочной площадкой. Соответственно, у нас самих было мало времени для того, чтобы понять, как разместить в башне экспозиции, еще меньше времени осталось у светодизайнеров. Многие вопросы им приходилось решать прямо на месте. И надо отдать должное тому, насколько гибко и профессионально они работали, быстро подстраиваясь под изменяющиеся условия».

Александр Готшалк

Александр Готшалк
Промоушен–директор экспозиции в башне «Запад»

«Мне кажется, нам с Евгением Огневым удалось достичь взаимопонимания и создать подходящее освещение для всех экспонатов, выставленных в башне. Конечно, не обошлось без споров, в процессе старались участвовать и сами авторы выставленных объектов, у которых было свое видение ситуации. Однако в целом у меня осталось весьма положительное впечатление от сотрудничества. Мне было интересно работать. Думаю, освещение понравилось посетителям и помогло им уловить те смыслы, которые художники заложили в свои работы».



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design