О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: ЦВЕТА “БЕЛОЙ ГВАРДИИ” ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
Разместить проект
Разместить новости
Каталог компаний
Добавить резюме
Резюме
Добавить вакансию
Вакансии
Учетная запись
Выход

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

ЦВЕТА “БЕЛОЙ ГВАРДИИ”

Новости светового рынка

Номер журнала: 3(5)-2003
Рубрика: Свет в интерьере
Автор статьи: Ирина Воробьева

В Киеве сохранилось несколько домов, связанных с именем Михаила Булгакова. Дом на Воздвиженской, где родился будущий писатель. Дом на Кудрявской, 9, где Булгаков провел свое детство и где теперь располагается музей А.С. Пушкина. Но музеем стал дом на Андреевском спуске, 13. Булгаков прожил там почти 13 лет (1906–1919). Этот дом стал символом домашнего очага – наивысшей ценности, по Булгакову. Именно здесь Булгаков поселил своих героев Турбиных ("Белая гвардия"). Дом Турбиных – главный "экспонат" в коллекции музея.

Особенность художественного пространства киевского музея Булгакова состоит в том, что посетитель сразу попадает в воссозданный мир творчества Булгакова, а не только его реальной биографии. Более того, биографический, "черный" пласт переплетен с литературным, театральным, "белым" таким образом, что возникает ощущение чисто булгаковской стилистики: особой пограничной атмосферы между сном и явью, правдой и вымыслом, настоящим моментом и воспоминанием. Во многом этот эффект достигается за счет использования белого цвета, если так можно выразиться, – цвета воспоминаний, снов, видений (что, например, давно используется в языке кино), а также разнообразного освещения.

Дневной свет, слегка окрашенный цветным фильтром окон, попадая в белые комнаты музейной экспозиции, создает атмосферу сна, чегото странного и нереального. В музей часто приходят люди, которые хорошо знают творчество Булгакова, особенно роман "Белая гвардия". Для таких посетителей более значимой становится не новая информация, а известная, то, как было описано у Булгакова. Фортепиано в гостиной. Медицинский кабинет, где принимал доктор Турбин (и доктор Булгаков!). Икона, у которой молилась Елена. Щель, где Николка прятал коробку с пистолетами. Книжная, куда поселили Лариосика. Печь "Саардам", на которой чернилами и вишневым соком писали Турбины. Появление подлинных булгаковских предметов в художественном белом пространстве экспозиции придает действию достоверность и глубину.

Большое зеркало венецианского стекла в гостиной. Все, кто посещают музей и слушают рассказы о жизни этого дома в былые времена, не могут отделаться от мысли, что это зеркало "хранит" отражения тех, кто когда-то здесь жил. Не зря Булгаков говорил о себе: "Я писатель мистический". Можно сказать, что зеркало – сквозной мотив художественного пространства музея. В медицинском кабинете в зеркале микроскопа отражается "красный луч профессора Персикова". Два зеркала есть в комнате Елены. В комнате Николки в роли зеркала выступает окно, в котором отражается то, чего в действительности не было, но было в романе: коробка с пистолетами, висящая в проеме между домами. Кульминация музейного сценария – большое зеркало в столовой. Финал. Гаснет свет. Зеркало становится окном в другие миры. Вначале мы попадаем в сон Алексея Турбина, затем стены дома исчезают или раздвигаются до космических пределов, врываются снег, вьюга. В темноте проявляется звездное небо. Снова загорается свет в столовой. Видения исчезают. Окно опять становится зеркалом.

При всей простоте использованных материалов у зрителя возникает ощущение богатства фактуры. Это связано прежде всего с необычным освещением и энергетикой подлинных булгаковских вещей и семейных фотографий из коллекции музея. Старинные звуки вальса булгаковских часов, стеклянный флакон, сохранивший необычный запах духов любимой женщины Булгакова (Л.Е. Белозерской), коллекция бабочек Булгакова и многое другое – все это создает целую Вселенную, способную воздействовать на самые разные чувства зрителя, вовлекая его в мир творчества писателя.

Интервью с Кирой Питоевой, автором научно-художественной концепции музея, зам. директора по научной работе Литературно-мемориального музея Михаила Булгакова.

 

– Почему музей "белый"?
– Белый цвет впускает огромное количество смысловых функций: это и время действия романа (декабрь–январь 1918–1919 гг.), и цвет медицинский, и цвет ненаписанного листа, так как Булгаков в Киеве не был писателем. Белый цвет ассоциативно связан с темой бурана как русской междоусобицы, а с другой стороны – с буйным киевским цветением. Очень важно соединение этих двух пластов: смерти – снега и жизни – цветения. Наша сверхзадача – разбить стереотип рассказа о писателе, разбить стереотип понимания Булгакова.

– По-моему, ваш музей совершенно не похож на мемориальный музей писателя.
– Изначально было ясно, что у нас не может быть традиционного музея. Во-первых, мы создавали портрет будущего писателя. Во-вторых, музей имел очень мало экспонатов, которые нельзя было назвать коллекцией. У писателя обязательно есть стол, перо, рукописи – ничего этого не было. Однако среди небольшого количества вещей был один предмет, вокруг которого по сути разыгралась вся экспозиция, – дом. В этом нет ничего оригинального, так как литературно-мемориальный музей чаще всего делается в мемориальном доме. Но у нас не было почти ничего, а дом к этому времени стал легендой, которая зародилась по воле очень известного киевлянина, писателя не менее опального, чем сам Булгаков, протоптавшего дорожку к этому дому и первым назвавшего Домом Турбиных. Это Виктор Платонович Некрасов. К дому этому потянулись не после Булгакова, а после Некрасова. Мы имели дом одушевленный. Надо было выстроить этот удивительный дом, показать его внутреннюю сущность. Внутри дома уже жила легенда, и нужно было сделать так, чтобы она проступала.

– И тогда вы решили использовать свет?
– Я подумала, самое простое, что можно сделать, – зашторить окна, не впустив уличный свет внутрь, но магическое пространство таким образом не создашь. Тогда возникла идея подключить к пространству свет окон, то есть сделать стекла цветными, но прозрачными. Достать цветные прозрачные стекла 10 лет назад было трудно. Эффект, который задумывался – освещение воздуха комнат, – получался только тогда, когда окно прозрачное. У Булгакова во всех его произведениях есть тема света и покоя, тема света и тьмы. Таким образом, я понимала, что свет и цвет становятся компонентами на уровне вещи и слова. Но для того, чтобы свет и цвет заиграли, нужно было подключить еще несколько компонентов, а именно пространство и звук. Пространство у нас уже игровое, а над звуком мы работаем. Нужно было оживить внутреннее пространство таким образом, чтобы оно "играло" как Дом. Дом – это не строение, это сущность, сущность духовная.

– Как изображается свет в произведениях Булгакова?
– Булгаков – великолепный живописец, но его живопись особая. Он пишет не столько цветом, сколько светом. Светоживопись. С одной стороны, свет у Булгакова имеет религиозное проявление (Булгаков из религиозной среды). Отсюда и символика света, а с другой стороны, Булгаков необыкновенно театральный человек. Это мировосприятие и вывело его на театральные подмостки. А театр без света невозможен. Какая потрясающая игра светом описана в драматургии Булгакова! Взять того же Мольера. "Пьеса из музыки и света".

– О Киеве Михаил Афанасьевич замечательно сказал: "Удивительный воздух, удивительный свет".
– Замечено, что сумерки очень важное время суток для писателя. "Белая гвардия", которой посвящена экспозиция, начинается в 9 часов вечера 13 декабря. Поэтому в гостиной нужно было создать ситуацию сумерек. Для чего? Для того, чтобы посетитель попал в другую реальность. Чтобы сразу стало понятно, что речь пойдет и о семье Булгаковых, то есть о жизни, и о семье Турбиных, то есть о творчестве. Поэтому нужно было "сбить" реальность, "сбить" привычное восприятие, опираясь на то, что свет – вещь психологическая и ассоциативная. Известно, что красный раздражает, зеленый успокаивает, оранжевый возбуждает и т.д. На этом качестве цвета построена вся теория цвета Кандинского.

– И теория цвета Гете, которую потом разрабатывал и очень широко использовал д-р Штайнер.
– Цвет входит в ряд дисциплин психологических. И вот мы вступаем в сумерки и начинаем оглядываться, начинаем пристраиваться к тому, что сейчас увидим. Это состояние было задумано как исходное. Для того чтобы подать человеку что-то новое, вначале его нужно оторвать от привычного. Мы помещаем посетителя в это "лиловое поле" – булгаковский цвет.

– Что можно сказать о палитре, которой пользуется писатель?
– У него своя удивительная палитра. Мы встречаем в "Белой гвардии" лиловые тени, лиловые сумерки, лиловый закат. Зеленый свет лампы. Зеленый и лиловый – это цвета модерна. Красный цвет. Без него никак не обойтись, так как Булгаков описывал войну. У нас со временем этот цвет стал вызывать только определенные ассоциации, но именно психологический аспект красного, его возбуждающее свойство будет использовано в экспозиции. Цвет черный и белый. По сути, на этой черно-белой гамме и построена вся экспозиция.

– В каждой комнате свое световое решение?
– В гостиной лиловые сумерки. В комнате Елены розовый теплый свет от лампы, накрытой театральным капором. В комнате Николки горит зеленая лампа. Здесь есть ассоциативная связь с темой интеллектуального труда, а также конкретная жизненная привязка – при свете этой лампы Булгаков писал роман "Белая гвардия". Тяжелее всего, как ни странно, было с медицинским кабинетом. "Белый" – это очень простое и нехудожественное обозначение медицинской профессии. Поэтому окна в кабинете затемнены серым, хоть и описаны белые занавесочки. Серый цвет дает покой, успокоение, что и делает хороший врач. "Красный луч профессора Персикова" разрушает этот покой, с одной стороны, а с другой – несет острую мысль открытия профессора Персикова. Очень важно было создать "книжную" как комнату с пустыми полками, хотя комната теплая, окрашена шоколадным светом. Булгаковская ассоциация: книги, пахнущие старинным шоколадом. Пустые полки подчеркивают то, что утратилось временем. В столовой, где собирается вся семья, задана тема единства, любви, согласия. Именно в этой комнате кремовые шторы. Печь дает отблески. Все теплое, мягкое, обнимающее. Вдруг в уютную маленькую столовую огромной пробоиной вносится черный цвет. Звездное небо. Черный цвет выбивает себе окно для вселенских, космических раздумий.

– Какими способами и средствами вы этого добились?
– Когда я призывала световых мастеров сюда, они мне говорили, что без японской аппаратуры воплотить то, о чем я просила, невозможно. Не получится жизни пространства, его пульсации, прозрачного окрашивания, которое скорее видится внутренним зрением, чем изображается. Мы такой аппаратуры не могли добыть. И тогда я поняла, что осуществить это можно допотопными приемами, а именно театральными – времен Булгакова. Так был сделан "красный луч профессора Персикова" из театрального светильника. А в комнате Алексея все очень просто – это одетые в кожухи театральные прожекторы, которые собирают свет в нужном направлении, когда надо пустить красные сполохи. Зажигающееся небо сделано путем наложения двойного потолка – общего фона и продырявленного. А для того, чтобы создать эффект снега, который попадает в комнату через окно, был использован вертящийся зеркальный шар. Это делают во всех дискотеках, но с другой целью. Обычно этот шар виден, а у нас он упрятан, поэтому заметны только снежные хлопья. Мастера, который делал "снег" в комнате Алексея, мы называли Снежным человеком. Мы вообще пользуемся широкой палитрой: цвет, свет, звук. У нас и запахи есть, не забудьте.

– Какие источники света, помимо измененного дневного света, задействованы в экспозиции?
– Лампа, люстра, фонарь, фонарик, лампа под абажуром, подсветка бликов из печи, свечи, которые зажигаются у нас в музее в особых случаях, лампада и "звезды". И помимо этого театральные световые эффекты.

– Кто делал световые эффекты?
– Все наше, отечественное, сделанное в театральных мастерских Киева. Для того чтобы комната обрела желаемый свет, вместе с основным источником света (люстрой или фонарем) вмонтированы миниспоты, которые зачехлены цветными фильтрами. В театре эти маленькие лампочки называются "бебиками".

– Как специалист по сценографии вы работали с прост% ранством, со светом и с цветом, вплоть до того что изучали театральную световую аппаратуру?
– Музей Булгакова выстроен по законам искусства. В экспозиции заложены механизмы, позволяющие вовлечь посетителя в действо, заставить его вспоминать, воображать, сопереживать и размышлять. Внешняя информация – это лишь повод для того, чтобы прислушаться к себе.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design