О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: ДЖОРДЖ БУШ: УХОДЯ, ГАСИТЕ СВЕТ! ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
Разместить проект
Разместить новости
Каталог компаний
Добавить резюме
Резюме
Добавить вакансию
Вакансии
Учетная запись
Выход

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

ДЖОРДЖ БУШ: УХОДЯ, ГАСИТЕ СВЕТ!

Новости светового рынка

Номер журнала: 3(5)-2003
Рубрика: Свет в интерьере
Автор статьи: Анна Юдина

Белый дом в Вашингтоне – здание, уникальное по своей значимости и многофункциональности. Оно одновременно является жильем президента и его семьи, то есть действительно домом, и центром политической и общественной жизни страны, где проходят важные международные встречи, приемы, заседания, пресс-конференции.

Ну и конечно, Белый дом – символ Америки и ее демократии, хранитель ее истории и культуры. Это единственная в мире резиденция президента, открытая для публичных посещений и экскурсий, через его залы ежегодно проходят сотни тысяч людей. Так на первый взгляд кажущиеся несовместимыми функции вполне органично сочетаются в этом светлом и просторном здании – во многом благодаря хорошо продуманной планировке, дизайну и, не в последнюю очередь, световому оформлению.

Таким, каким мы видим Белый дом сейчас, он был не всегда. Первая резиденция президента, строительство которой началось в 1792 году для Джорджа Вашингтона (который так и не успел в ней пожить), была спроектирована эмигрировавшим из Ирландии архитектором Джеймсом Хоубэном, взявшим за образец аристократическое дублинское жилье. Единственным требованием Дж. Вашингтона было, чтобы “дом президента превосходило по масштабам все в этой стране”. И Белый дом – с созданным Хоубэном гигантским, фланкированным дорическими колоннами холлом, соединяющим все приемные покои первого этажа, – на протяжении полувека оставался самым крупным "домом" Соединенных Штатов. Над сотворением его образа архитектор изначально работал совместно с декораторами и художниками – здесь все было продумано до мельчайших деталей, начиная от дверных ручек и заканчивая картинами, которые будут висеть на стенах, и тем, как они будут подсвечены. Джордж Вашингтон лично заказывал для президентской резиденции масляные лампы Argand (носящие имя своего создателя), так как они "поглощают свой дым, дают больше света и дешевле свечей". Две такие лампы, подаренные маркизом Лафайетом генералу Генри Кноксу, стоят до сих пор в библиотеке Белого дома.

Естественно, что каждый новый "жилец" привносил в дом что-то новое, приспосабливая его под собственные вкусы и привычки. И в этом нельзя недооценивать роль "первых леди", которые нередко обрушивали всю свою энергию на "создание домашнего уюта" в их временном казенном жилище. Когда в 1809 году Джеймс Мэдисон переехал в Белый дом, он и его жена Долли внесли особый шик в дизайн помещений. Каминные полки и миниатюрные столики украшали подсвечники, сделанные специально на заказ во Франции. В доме всегда бывало много гостей – послы, знатные путешественники, художники, артисты. Хозяева Белого дома хотели во всем великолепии показать богатейшую коллекцию произведений искусства, которыми обладала юная нация и которая постоянно пополнялась за счет даров. Долгие годы эти сокровища освещались масляными лампами. А в библиотеке уже тогда висела люстра, принадлежавшая прежде семье Джеймса Фенимора Купера, которая по сей день украшает эту комнату.

Газовое освещение в президентский дворец было проведено в 1848 году. До 80-х годов ХIX века довольствовались примитивной горелкой, в которой газ горел прямо на воздухе "пламенем в виде рыбьего хвоста". Горелки постепенно усовершенствовались – вначале благодаря так называемому накальному колпачку Ауэра, позднее использовали сжатый газ. Немецкий химик Ауэр в позапрошлом веке ставил эксперименты по окислению некоторых веществ. Как-то он заметил, что если кусок ткани, смоченной окислительной жидкостью, положить в пламя лабораторной газовой горелки, то она не сгорает, а лишь раскаляется и светится необычайно ярким цветом. Из этого был сделан вывод, сыгравший значительную роль в дальнейшем развитии осветительной техники: если в неяркое пламя поместить предмет, который, раскаляясь, дает мощное свечение, но не сгорает, то яркость повышается в несколько раз. Экономичные и яркие, эти горелки пользовались большим успехом.

В 1882 году президент Честер Артур обратился к художнику и декоратору – создателю знаменитых ламп "Тиффани" – Луису Тиффани с заказом заново отделать и декорировать некоторые помещения Белого дома. Тиффани не только украсил интерьеры своими многоцветными светильниками, но и создал яркую мозаичную стеклянную ширму, которая отгородила входной зал (Cross Hall) от внутренних, закрытых для публики помещений. Это нововведение не всеми было однозначно принято, многие современники считали, что, построенные на сочетании красного, белого и синего, стеклянные экраны, вписанные в проемы между тонкими хоубэновскими колоннами, нарушают гармонию уже сложившегося интерьера. В то же время журнал Century Magazine писал: "Свет, проходя сквозь кусочки разноцветного мозаичного стекла, попадает в позолоченные ниши, в которых стоят пальмовые деревья, на серебряную сеть потолка и мебель, создавая неповторимые в своем великолепии эффекты. Единственные темные пятна в этом интерьере можно обнаружить только на портретах, которые при этом только выигрывают от такого блистательного окружения".

Луис Тиффани потратил немало времени и усилий, чтобы найти и усовершенствовать средневековую методику окраски стекла, считая современные технологии не слишком удачными – они не давали необходимой прозрачности, меняли цвет и текстуру. Художник разработал новый вид стекла – фавриль (favrile в переводе с латыни – "сделанный руками"). Стеклянные цветы и растения, выполненные в этой технике словно оживали, пропуская сквозь себя теплый свет, а геометрические орнаменты вызывали ассоциации с великолепными витражами готических соборов.

Но ничто не вечно. Даже изысканное убранство Белого дома, сотворенное самим Тиффани. Белый дом дважды горел – первый раз он был подожжен англичанами в 1814 году (во время войны 1812 г.), второй – в 1929, в правление Герберта Гувера. Кроме того он неоднократно перестраивался или переоборудовался в соответствии со вкусами живущих в нем президентов, а также веянием моды или развитием технического прогресса. Неизменным за прошедшие 200 лет оставалось лишь место президентской резиденции и цвет ее внешних стен.

При президенте Рузвельте на рубеже XIX–XX веков Белый дом не только получил свое название, но и был полностью переоборудован. К этому времени когда-то простые и элегантные интерьеры были перенасыщены поздними декоративными наслоениями, преимущественно в викторианском стиле, заставлены тяжелой мебелью и гигантскими подсвечниками. Подавляла своей яркостью и ширма Тиффани. По словам очевидцев, к 1901 году восточная часть входного зала (Cross Hall) была так плотно заставлена кадками с пальмами, что многочисленные дети Рузвельта (а их у него было шестеро) могли резвиться там, как обезьяны в джунглях. Стремясь приспособить дом к нуждам своего многодетного семейства, первая леди – Эдит Рузвельт – обратилась за помощью к архитектору Чарльзу МакКиму. Возглавляемая им комиссия обнаружила, что "электрическая проводка в доме не только стара и изношена, но и по-настоящему опасна", поэтому нельзя было ограничиться простой перепланировкой, необходимо было произвести действительно радикальные изменения. МакКим был последовательным сторонником классического дизайна и приверженцем чистой линии – он с легкостью расстался с избыточной красоты ширмой Тиффани и со многими другими "архитектурно-дизайнерскими излишествами". Хотя последующие жильцы Белого дома не раз выражали сожаление по этому поводу. Но восстановить работу великого Тиффани уже не представлялось возможным. Знаменитая стеклянная ширма была разбита. Светильники распроданы на аукционе.

В 1902 году МакКим завершил все ремонтные работы, и Белый дом предстал в том облике, в каком мы знаем его сегодня. Рабочий кабинет президента был перенесен в западное крыло, для приема посетителей переоборудовано восточное крыло, в глубине здания оборудован обшитый дубовыми панелями президентский лифт (который дети Рузвельта нередко использовали для подъема в спальни второго этажа пони Альгонкина).

Электрическое освещение в Белом доме появилось при президенте Бенджамине Гаррисоне, в 1891 году. Во многих комнатах сразу установили лаконичные по форме электрические бра, которые в первое время использовали наравне с газовыми светильниками, так как электричество еще долгое время оставалось довольно дорогим удовольствием – даже для президентов Соединенных Штатов Америки. Ацетиленовые горелки были не в пример дешевле. Но от них все же пришлось отказаться – уж очень ядовитым и взрывоопасным было их наполнение.

После произведенной по проекту МакКима реконструкции Белый дом полностью перешел на электрическое освещение. Был подписан контракт с фирмой Эдварда Колдуэлла – известного в те годы дизайнера в области новых технологий освещения. В Cross Hall кроме двух хрустальных люстр-канделябров, выполненных в Лондоне около 1775 года, были установлены два элегантных бронзовых напольных светильника, чей направленный на потолок свет придавал его лепному декору дополнительное великолепие за счет богатой игры теней.

В просторном и светлом Восточном зале, предназначенном для важных приемов, пресс-конференций и торжественных церемоний, теперь висели три люстры из богемского стекла и вторящие им по форме подсвечники-бра на стенах, в простенках между окнами расположились напольные светильники, в столовой для официальных приемов – серебряная лампа. В Синем и Зеленом залах – классические хрустальные люстры. По словам архитектора Глена Брауна, бронзовые крепления, созданные Колдуэллом, "представляли собой не меньшее произведение искусства, чем сами люстры. Такой красоты не создавал еще никто в Америке". Выполненные блистательно не только с эстетической точки зрения, но и детально разработанные в техническом плане, они и сегодня остаются важной частью декора.

Большие изменения претерпели интерьеры Белого дома в годы правления президента Кеннеди. Его жена Жаклин отличалась не только красотой, но и знанием истории искусства, чувством стиля и хорошим вкусом. Она внесла огромный вклад в превращение Белого дома в музей декоративного искусства и одновременно в элегантнейшую резиденцию президентской семьи. Миссис Кеннеди сама подбирала ткани для драпировок, обивки мебели и стен, а также светильники. В Зеленом зале ею был воссоздан интерьер начала XIX века, построенный на изысканном сочетании зеленого, бежевого и кораллового цветов.

Про нынешнего президента США Джорджа Буша известно (кроме того что он украсил свой кабинет картинами техасских художников с пейзажами родного штата), что он постоянно заботится об экономии электроэнергии в Белом доме. При нем в некоторых комнатах дома были установлены специальные датчики, которые автоматически включают свет, если в помещение кто-либо заходит, и гасят его, когда в комнате никого нет. Кроме того, планируется убрать значительное количество ламп мощностью 100 Вт и заменить их на менее мощные. При этом те, кто занимается освещением дома, проявляют удивительную консервативность. Пока ни о каких современных высокоэффективных источниках света и речи нет. Белый дом освещается в основном лампами накаливания, традиционно поставляемыми компанией General Electric. Разве что в подсобных помещениях используются люминесцентные лампы.

Президенты и их жены по-прежнему совершенствуют световой дизайн своей резиденции, но произвол не допускается: все свои идеи им приходится согласовывать со специальной комиссией. Само собой, любое новое приобретение проходит контроль в Службе безопасности.

…Когда в 1800 году в Белом доме поселилась Абигейл Адамс (жена 2-го президента США Джона Адамса), ее удручало, как плохо и бедно он обставлен, скверно отапливается и плохо освещен. Поселившаяся здесь на исходе XX века Хилари Клинтон восхищалась изысканным декором комнат, прелестными садами и лужайками. Белый дом, построенный в духе английской сельской усадьбы, постепенно превратился в величественный дворец. И немалую роль в этом превращении сыграл дизайн света.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design