О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
Разместить проект
Разместить новости
Каталог компаний
Добавить резюме
Резюме
Добавить вакансию
Вакансии
Учетная запись
Выход

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

НА ЧУЖИХ ОШИБКАХ

Новости светового рынка

Номер журнала: 6(14)-2004
Рубрика: Индикатор
Автор статьи: Маурицио Росси

Один из ведущих дизайнеров мира Маурицио Росси зарегистрирован в списках Торгово-промышленной палаты Рима как электрик, поскольку в Италии не существует профессии «светодизайнер». В этом, по мнению мэтра, одна из причин того, что освещение прекрасных итальянских городов и великих памятников культуры оставляет желать лучшего.

Не навреди

У меня отношение к дизайну света в Италии двоякое. Как рядовой гражданин, я озадачен явным конфликтом интересов, присутствующим в реализации большинства осветительных проектов. Как профессионал и корпоративный член IALD с 1975 года, я поражен обилием ошибок, допущенных в этих проектах, которые, тем не менее, никем официально или публично не признаются из-за отсутствия в нашей стране профессионального объединения светодизайнеров. Радует лишь то, что во второй половине 90-х в Западной Европе, по примеру американского IALD, появилось несколько организаций светодизайнеров. В одну из них – ELDA (Европейский союз светодизайнеров) вошли и несколько моих соотечественников.

К сожалению, приходится признать: световое оформление наших помещений, как, впрочем, и архитектурная подсветка, оставляют желать лучшего. Освещение произведений искусства в музеях просто никуда не годится. Они либо совершенно теряют отчетливость, либо их изображение закрывается тенями зрителей. Из-за неправильного освещения стекло выглядит как пластик, а пластик как дерево. И не только. Нарушается цветовое восприятие: красный становится коричневым, а желтый – зеленым. Большинство музеев привлекают к разработке светодизайна производителей осветительного оборудования. При этом проект, как правило, не предусматривает затрат на конструкторские работы. Но кто, скажите, должен судить о том, на самом ли деле эти проекты лучшие из возможных? Можно ли полагаться на то, что производитель, который собирается поставлять оборудование для проекта, в состоянии создать нечто действительно по-настоящему серьезное и стоящее в области светового дизайна?

Конфликт интересов слишком велик.

В последнее время в Италии очень модным стало архитектурное освещение. Подсвечиваются города, замки, руины, памятники. Очень часто чиновники из Министерства культуры, облеченные властными полномочиями, но не имеющие необходимой специальной подготовки, утверждают осветительные проекты на том лишь основании, что используемые в них приборы удачно вписываются в окружающую среду... Откуда знать бюрократам, что создание архитектурного освещения подразумевает прежде всего анализ конкретного объекта, и лишь после этого разрабатывается световой дизайн, призванный дать четкое представление о нем, не оставляя места неясностям. Такой подход требует академической подготовки. Здесь недостаточно иметь хороший вкус (у кого его нет?), наблюдательность и технические навыки. Ведь назначение архитектурного освещения не в том, чтобы украшать предмет или сооружение световыми эффектами, а напротив, представить его таким, каков он есть на самом деле.

Самому мне приходилось участвовать в нескольких государственных осветительных проектах, причем выступал я в них в качестве консультанта архитектора или инженера, поскольку в Италии не существует такой специальности – «светодизайнер». В списках Торгово-промышленной палаты Рима, которая не знает, как классифицировать род моей деятельности, я числюсь как электрик на протяжении многих лет!

Оглядываясь на Америку

Дело в том, что с момента зарождения светодизайна в Италии во второй половине прошлого века им занимались люди, не имевшие специального академического образования. Это были преимущественно архитекторы и инженеры, ставшие световыми аранжировщиками благодаря интуиции и умелому подражанию. В то же время в США во второй половине 50-х стараниями Ричарда Келли (1910 – 1977) уже появилась профессия «консультант по освещению», которая со временем породила специальность «светодизайнер». В американских колледжах и университетах были созданы программы обучения и отделения, позволяющие овладеть новой профессией, получить ученую степень по специальности «светодизайнер».

Наличие высококлассных профессионалов обеспечило динамичное развитие как светотехнической отрасли, так и светового дизайна в США. Итальянцы, приезжавшие туда, воочию убеждались, сколь разительно отличалось световое убранство американских городов. Насколько уютно и умело там освещены рестораны и дома, сколь впечатляюще высвечены памятники и шедевры архитектуры. Это заставило всерьез задуматься о световом дизайне у себя на родине. Тем более что заокеанские осветительные компании и все, кто был так или иначе связан с освещением, участвовали в международных соглашениях, которые давали возможность следить за развитием этой динамичной сферы. Так, американская корпорация «Лайтольер» совместно с английской фирмой «Конкорд Ротафлекс» представила в Европе каталог новейших архитектурных, главным образом интерьерных, осветительных приборов, тем самым стимулируя развитие производства осветительной техники в Старом Свете.

В начале 60-х годов на итальянском рынке появились первые отечественные даунлайты. Впрочем, большинство предпринимателей предпочитают более короткий путь к успеху, становясь представителями в высшей степени конкурентоспособных и хорошо оснащенных зарубежных компаний. Однако со временем, когда приходит понимание того, что будущее за архитектурным освещением, начинает активно развиваться собственное производство, открывается все больше итальянских фирм, специализирующихся исключительно на архитектурной осветительной оснастке. Отечественный рынок наконец смог предложить инструментарий для реализации самых серьезных светотехнических проектов. К сожалению, в отношении высокопрофессиональных специалистов, способных создать эти самые проекты, в Италии ситуация не изменилась.

Живучее заблуждение

В 1981 году, после многих лет учебы и работы в США, я вернулся на родину, чтобы заняться светодизайном в Риме. За годы моего отсутствия предвзятое мнение о том, что в Италии достаточно своих экспертов в области светового оформления, только окрепло. Здесь каждый потенциальный клиент в разработке проекта освещения привык полагаться либо на свою строительную компанию, либо на производителя светотехнического оборудования, который, как правило, обязался не только поставить все необходимые материалы, но и выполнить «светодизайн» с применением приборов – естественно, из собственного арсенала.

Государственных проектов практически не существовало. В редких случаях принимались решения по освещению того или иного памятника архитектуры или скульптуры, и тогда технический персонал или электрическая компания представляли проект, который обычно разрабатывался в сотрудничестве с производителями светильников. Музеи, замученные финансовыми проблемами, освещению экспонатов в списке неотложных мер отводили одну из последних строчек.

Комиссионеры и производители оборудования не утруждали себя разработкой осветительных проектов для заказчиков, выдавая за «оригинальное решение» находки своих более продвинутых зарубежных коллег. Чаще всего идеи заимствовались у немцев. Клиенты, не ведая обмана, искренне считали себя обладателями концептуального светодизайна. Можете представить, каково было их удивление, когда со временем они обнаруживали, что то, чем они так гордятся, отнюдь не эксклюзив, а всего лишь более или менее удачная копия.

Лишь с появлением в Италии отелей, принадлежащих американской гостиничной сети, для них стали создаваться специальные проекты светодизайна, разработка которых была поручена моей фирме. Выбор американцев пал на меня, потому что я был единственным членом Международного союза светодизайнеров (IALD). Так постепенно, исподволь у меня на родине начало созревать понимание того, что, наверное, есть смысл в том, чтобы поручать создание концепции освещения, как внутреннего, так и внешнего, профессионалу-светодизайнеру.

Порочный круг

Но все же до сегодняшнего дня большинство осветительных проектов в государственном секторе, наиболее заметном и престижном в профессиональном отношении, разрабатывается городскими службами, электрическими компаниями, производителями осветительного оборудования, архитекторами или инженерами. Дело в том, что когда какой-либо город объявляет тендер на осветительный проект, по закону в нем могут участвовать лишь аккредитованные лица, а признанные светодизайнеры до него просто не допускаются. Вот и оказывается в победителях обычно архитектор или инженер.

Беда в том, что в Италии нет учебного заведения, колледжа или университета, где было бы аккредитованное отделение дизайна по свету. Существуют лишь учебные курсы на факультетах архитектуры или инжиниринга. В качестве альтернативы ведущие производители осветительного оборудования организовали собственные курсы по светодизайну, но они тоже не имеют аккредитации. Конечно, можно получить образование за рубежом, но это проблемы не решает. Скажем, присуждаемая в США степень бакалавра светодизайна в Италии юридически не признана. По моему убеждению, развитие светодизайна в Италии возможно лишь при условии, что большинство занятых сегодня в этой сфере специалистов в ближайшем будущем вытеснят настоящие мастера своего дела. А для этого необходимо учредить специальную университетскую учебную программу, обеспечивающую должную профессиональную подготовку и юридически признаваемую ученую степень.

Именно из-за нежелания терять лакомый кусок многие из тех, кто сейчас связан с осуществлением осветительных проектов, активно противостоят созданию такой программы. И все же я не теряю оптимизма и с надеждой смотрю в будущее!



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design