О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: ИНВЕСТИЦИИ В НАСТОЯЩЕЕ ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
Разместить проект
Разместить новости
Каталог компаний
Добавить резюме
Резюме
Добавить вакансию
Вакансии
Учетная запись
Выход

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

ИНВЕСТИЦИИ В НАСТОЯЩЕЕ

Новости светового рынка

Номер журнала: 6(14)-2004
Рубрика: Архитектурное освещение

Успешно реализованный совместный проект РАО «ЕЭС России», ОАО «Российские Коммунальные Системы» и администрации города Томска

Четырехсотлетие Томска, несмотря на его географическую удаленность от столицы, – событие общероссийского масштаба. Не случайно указ президента Бориса Ельцина о праздновании этого юбилея был подписан еще 21 ноября 1999 года.

Юбилеи бывают разными, но подход отцов города заслуживает особого внимания, поскольку в его рамках слова «праздник» и «прагматизм» оказались почти синонимами. «Мы не скрываем, – отмечал губернатор Томской области Виктор Кресс, – что используем 400-летие Томска как хороший повод, чтобы привлечь большие средства для решения главных задач – сохранить историческое наследие, сделать городскую среду максимально удобной для проживания томичей и создать условия для превращения Томска в современный, динамично развивающийся город».

К счастью, «привлечение больших средств» оказалось не пустой фразой, а реальным фактом.

В ряду поставленных задач обновлению архитектурного освещения придавалось особое значение. Причем речь шла не только и не столько о праздничных мероприятиях, сколько о реализации конкретных проектов, которые определят лицо Томска на многие годы.

Идею губернатора поддержали крупные инвесторы, заботящиеся о социальной политике в масштабах всей России. В реализации технической части проекта приняли участие РАО «ЕЭС России» и ОАО «Российские Коммунальные Системы» в лице своих дочерних компаний в Томске. Так, дочка РКС «Томские Коммунальные Системы» уже зарекомендовала себя в городе как ответственный хозяйственник. Городские инженерные сети полностью готовы к зиме, начат проект модернизации котельной на улице Водяной. Подход частного оператора к сфере ЖКХ отличает не план по валу, а забота о конечном потребителе. Задача компании РКС – создавать комфортную среду обитания и безопасность жизни в российских городах.

На пороге пятого столетия историческая часть Томска обрела совершенно уникальный для Сибири ночной облик. Для людей северных широт, привыкших к короткому световому дню, это очень и очень важно! У этой истории обязательно будет продолжение, потому что результат оправдал ожидания.

Читайте подробный репортаж, подготовленный для «Иллюминатора» жителем Томска, доктором технических наук, профессором Александром Овчаровым.

Юбилея города ждали и к нему готовились все: власти, предпринимая неимоверные усилия в решении финансовых проблем региона, службы города, решая вопросы благоустройства, и горожане, активно включившись в подготовку и предлагая множество праздничных мероприятий. Изданы великолепные книги об истории, иллюстративные издания в фотографиях начиная с XIX века до наших дней, буклеты, значки и пр., и пр. Но особая роль была отведена благоустройству города. Город словно помолодел, обновился. Фасады засияли всей полнотой цветовых решений северных городов.

И невозможно не высказать слова благодарности в адрес губернатора В.М. Кресса и мэра А.С. Макарова, уделивших особое внимание наружному освещению города, и в особенности его архитектурно-художественному освещению, формированию светового ансамбля вечернего Томска. Постепенная эволюция осознания важнейшей социальной роли качественного освещения обеспечила новый подход, новое восприятие благоустройства через призму вечернего вида города, через благоприятную световую среду. В последние годы я с уважением слушал профессиональную оценку роли освещения в благоустройстве города и формировании гражданского поведения горожан из уст первых руководителей региона, архитекторов и художников области и города (главного архитектора области С.М. Люлякова, главного архитектора города А.С. Авсейкова, главного художника города С.М. Васенко).

Томичи с уважением относятся к архитектурному наследию нашего зодчего К.К. Лыгина, фактически сформировавшего облик центральной части Томска конца XIX – начала XX веков. Здания К.К. Лыгина до сих пор остаются доминантами в градостроительной застройке Томска. В дни юбилея томичи с удовлетворением отметили то обстоятельство, что именно эти памятники архитектуры составили основу светового ансамбля центральной части города. Необходимо отметить, что световое решение городского интерьера не является стихийным мероприятием, родившимся в результате выделения финансовых средств. Хотя именно это обстоятельство стало решающим для реализации проектов.

Специалисты всегда настаивали: свет на городских улицах должен быть не просто «отсутствием темноты». Чтобы добиться гармонии, требуется единая концепция-согласование освещения объектов по яркости, цвету, освещенности и дизайну самих осветительных приборов, и одновременно нужно грамотно решать вопросы согласования качественных показателей освещения с количественными требованиями энергосбережения.

Томск – город северных широт с их длинными зимами. И так уж сложилось, что томичи общаются с городом в те сезоны, когда искусственный свет в городском интерьере господствует значительную часть времени суток. А поскольку чувства уверенности, спокойствия, ощущения красивого места обитания, нового качества жизни для горожан естественны и закономерны, невозможно переоценить роль наружного освещения. Томск, как, наверное, никакой другой сибирский город, дарит эти прекрасные ощущения в полной мере. Его неповторимый исторический образ в лучах архитектурного освещения сполна доставляет горожанам и гостям города эстетическое удовольствие и нельзя допустить, чтобы великолепная архитектура древнего города растворилась в темноте. В вечернем городе свет – главный архитектор и режиссер ансамбля.

Для Томска архитектурное освещение воспринимается как новшество, явление новое для наружного освещения. Видимо, по этой причине основным заказчиком на фасадное освещение в Томске выступает региональное и муниципальное правительство. Мировоззрение общественной полезности деятельности у современных состоятельных людей Томска пока еще не сформировалось. В свое время (1896–1897 г.г.) пионерами электроосвещения в Томске выступило местное купечество (Кухтерин, Пушников, Гадалов, Иванов), для которых важны были не прибыли, а факт – «дать городу электрическое освещение, вводимое в Сибири впервые, и как новое дело, явление знаменательное и исключительное».

Поэтому, несмотря на активную позицию местной власти, Томск – город пока еще сравнительно темный. Но с каждым годом город освещается все ярче и значительно превосходит большинство городов Сибири. Надеемся, что наступит время, когда департамент благоустройства осознает выгоду, в том числе и экономическую, качественного освещения, и архитектурное освещение станет характерным признаком благоустройства Томска.

Пионером в архитектурном освещении вузов несомненно является ректор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) А.В. Кобзев, у которого редкое по нынешним временам понимание важнейшей имиджевой и рекламной роли освещения. Здание ТУСУРа быстро стало популярным объектом для телезаставок, календарей, альбомов и другой информационной и рекламной продукции. До недавнего времени многие считали ТУСУР брендом Томска в вечернем освещении.

Формируют архитектурный ансамбль градостроительного комплекса Новособорной площади здания ТУСУРа, художественной школы, мэрии совместно с «верхним» гастрономом. Здание мэрии – это памятник архитектуры нашего славного зодчего К.К. Лыгина, и в концепции наружного освещения Томска этому объекту отведена роль доминанты. Купол здания мэрии просматривается со многих обзорных точек города.

Здание художественной школы – характерный образец классической постройки. В дневное время здание выглядит достаточно интересно, но в ночное время его облик требовал световой поддержки. Поэтому подсветка фронтона и колонн вполне естественна. Подсветка портика высвечивает межколонное пространство, подчеркивая классические очертания. На крыше портика расположены прожектора, незаметные снизу. Они высвечивают верхнюю часть здания и декоративные решетки. Для освещения декоративных элементов фронтона было решено использовать теплый белый свет.

Здание мэрии – трехэтажное кирпичное, неоштукатуренное, с богатым декором, сложной архитектоникой фасадов и многообразием форм выстроено в стиле, характерном для томского гражданского зодчества конца ХIХ–начала XX века. В градостроительном комплексе здание является доминантой, что отражено и в характере его архитектурного освещения. В основе планировочной структуры дома лежит Г-образная форма со скошенным внешним углом. С запада здание имеет три небольших ризалита (выступа), с севера – два.

Объемно-пространственная композиция здания носит живописный характер. Над трехэтажным «телом» дома возвышаются различной формы мансардные аттики, расположенные по осям ризалитов двух главных фасадов. Доминирующую роль в силуэте здания играет восьмигранный массивный купол, расположенный над угловой частью дома. Он венчается световым барабаном в виде ротонды, на вершине которой установлен российский флаг. Это одна из высотных точек городской застройки, и в концепции наружного освещения она обозначена как световой маяк.

Западный и северный фасады расчленены по горизонтали на три зоны, которые отделены друг от друга межэтажными профилированными поясами. Большую композиционную роль играют массивные балконы.

Градостроительная застройка позволяет свободно просматривать объект с трех сторон на территории Новособорной площади, при этом главная панорама объекта формируется скошенным внешним углом.

Со стороны Новособорной площади панорама комплекса раскрывается зданием «верхнего» гастронома (название историческое, с дореволюционных времен), примыкающим к основному зданию мэрии. Это тоже памятник архитектуры зодчего К.К. Лыгина, и включенный в проект архитектурного освещения комплекса зданий, окружающих площадь. Учитывая доминирующий статус мэрии в градостроительном комплексе Новособорной площади, подсветка здания «верхнего» гастронома выполнена в качестве поддерживающей, менее яркой и насыщенной приборами.

В основу проекта освещения здания мэрии положено стремление отразить основные идеи и стиль архитектуры Лыгина. Центром световой композиции здания выступает доминирующий в силуэте здания массивный восьмигранный купол и световой барабан. Заливающая подсветка обеспечивается прожектором мощностью 1 кВт, установленным на крыше здания на противоположной стороне улицы. Поскольку прожектор установлен на крыше соседнего здания, определить, откуда исходит свет, невозможно, он невидим с любой точки обзора панорамы здания мэрии. Полностью исключено слепящее действие концентрированного источника света. Конек крыши здания отсекает лучи, идущие ниже определенного уровня юстировки, и свет естественным образом возникает из рельефа фасада, подчеркивая архитектурные достоинства объекта.

Заливающая подсветка противоположных граней купола обеспечивается прожекторами, установленными и замаскированными в рельефе крыши. В осветительные установки мэрии привнесены новые для Томска светильники Louvre Neptune («Агабеков», Швейцария), с помощью которых удалось решить задачи линейной подсветки фронтонов здания, близко расположенных к краю карниза. Применение других приборов для этих целей затруднительно. Оценивая достоинства и недостатки этих светильников, отмечу следующее. Линейная конструкция позволяет решать задачи освещения протяженных участков фасада, карнизов, фронтонов. Однако низкая световая эффективность при сравнительно большой мощности дает относительно слабый световой поток, вследствие чего светильник удобен для подсветки небольших локальных участков. Например, небольшого фронтона. Именно такие задачи мы решали на здании мэрии, где обеспечили подсветку элементов крыши здания.

К положительным моментам применения такого светильника можно отнести характерный цветовой оттенок, вносящий разнообразие в световой рисунок освещенного фасада. В качестве недостатка в контексте политики энергосбережения, конечно же, следует отметить малый КПД использования электроэнергии для освещения. Лампы накаливания при цветовой температуре 2500К – самый неэкономичный световой прибор, и массовое применение его для наружного освещения проблематично. Это, конечно, не исключает возможности его использования в системах наружного освещения для наиболее важных городских объектов. Примером, кроме мэрии Томска, может служить Большой театр в Москве и Лувр в Париже.

Создав композицию архитектурного освещения зданий Новособорной площади (ТУСУР, художественная школа, мэрия, «верхний» гастроном), удалось сформировать границы комплекса и выполнить световое оформление центральной праздничной площадки.

Праздничное световое оформление Новособорной площади завершили прожектора, заливающие светом кроны высоких деревьев в парковой зоне. Они установлены на здании ТУСУРа и на крыше здания художественной школы. Перекрестное направление световых пучков обеспечило засветку большей части крон высоких деревьев (верхний ярус) и одновременно заливающее освещение высотки, стоящей в ряду с «верхним» гастрономом.

В начальном проекте архитектурного освещения комплекса зданий Новособорной площади подсветка высотки Управления статистики не была предусмотрена, и поэтому здесь образовался световой провал. Для его устранения было принято решение обеспечить заливающую подсветку прожектором, установленным на крыше ТУСУРа и предназначенным для засветки крон деревьев парковой зоны.

Украшением парка, вносящим разнообразие в форму и цветность световых решений, явились яркие бело-голубые световые сетки на кронах невысоких деревьев (нижний ярус парка). В целом комплекс световых приборов и световых решений действительно создал световой ансамбль центральной площади города.

Мемориал в Лагерном саду – несомненная достопримечательность города и удачное архитектурно-художественное завершение выхода центрального проспекта Ленина к реке. В этой связи его архитектурные достоинства необходимо было усилить, создав световую панораму Лагерного сада.

Ярко освещенный монумент, видимый из глубины проспекта Ленина, – главный композиционный элемент въездного узла в город по Коммунальному мосту через реку Томь. Архитектурно-художественное освещение монумента, воспринимаемого из центра города, воспроизводит в темное время художественное завершение проспекта Ленина, прекрасно просматриваемого днем. Высокая яркость монумента на фоне темного неба в обрамлении лесного массива Лагерного сада выполняет роль доминанты при движении из города, акцентируя внимание на въездном узле.

Томск не имеет явно выраженной структурной планировки (радиальной, лучевой или кольцевой), поэтому при разработке концепции наружного освещения был использован принцип маяков, формирующих световой каркас. В качестве маяков использованы градостроительные доминанты, задающие ориентиры в городском пространстве. Такую роль на территории въездного узла через реку Томь и выполняет мемориальный комплекс в Лагерном саду.

Учитывая доминирующую композиционную роль мемориального комплекса, было принято решение о подсветке высокого уровня яркости. Для этого были использованы четыре прожектора, установленные на опорах высотой 10 м, вынесенных в лесной массив для маскировки. За счет этого было исключено и слепящее действие света на наблюдателей, находящихся на проспекте Ленина. Прожектора установлены таким образом, что два из них обеспечивают фронтальную засветку, а еще два – подсветку скульптуры сзади. При этом их световой поток имеет преимущественно боковое направление, создавая ореол при фронтальном наблюдении панорамы Мемориала.

К моменту выполнения работ предприятие «Горзеленхоз» завершило озеленение холма (кургана), на котором установлена скульптурная композиция. Прожектора Мемориала создают яркую подсветку холма, окрашивая его в изумрудный цвет и придавая выразительность и величие скульптуре. Комплекс приобрел образ действительно монументального характера. Подсветка крон деревьев вокруг монумента оживляет панораму, создавая праздничный и одновременно камерный характер территории вокруг Мемориала.

Томичи, которым пришелся по душе новый световой облик города, рассчитывают на продолжение работ над ним и благоустройством города в целом. Губернатор области В.М. Кресс и мэр Томска А.С. Макаров предельно ясно обозначили свою позицию: работы перед юбилеем – это начало большой и долгосрочной программы. В новом веке томичи будут жить в красивом городе, спокойном и доброжелательном по отношению к населяющим его людям.

НА ВОПРОСЫ «ИЛЛЮМИНАТОРА» ОТВЕЧАЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ ОАО «Российские Коммунальные Системы» МИХАИЛ АБЫЗОВ

- В обыденном представлении ЖКХ – прежде всего электро-, водо-, газоснабжение зданий. Почему светодизайн городской среды привлек ваше внимание?

- Да, действительно. Сферами специализации ОАО «Российские коммунальные системы» (РКС) являются четыре «входящие в дома» линии жизнеобеспечения: электроэнергия, тепло, газ и вода. Еще на этапе образования компания провозгласила целью создание национального стандарта качества коммунальных услуг. Под этим мы понимаем не только заботу о трубах, котлах, электропроводах, но и ответственность перед людьми за чистоту воды в кране, температуру батарей в квартире, эстетику городских улиц. Светодизайн – важная составляющая городской среды. Это и лицо вечернего города, и безопасность на улицах, и энергосбережение. И потом, это знак нового времени. А наша компания осуществляет первый в истории современной России системный подход к качественному преобразованию сферы коммунальных услуг, привносит в нее эффективный менеджмент и современные производственные технологии. Так что участие в подобных проектах для нас вполне естественно.

- Одна из основных задач РКС – повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной сферы. Может ли свет, на ваш взгляд, привлекать инвестиции?

- РКС формирует необходимые условия для модернизации и инвестиционной привлекательности отрасли, в какой-то степени выполняет общественный заказ. Хорошим, современным освещением богаты в России считанное количество городов. Спрос на такие проекты очевиден. На мой взгляд, «световые» проекты достаточно привлекательны для инвесторов: они понятны, не очень капиталоемки, с небольшим сроком окупаемости. И главное – они видны всем: городским властям, местным жителям, гостям.

- Считаете ли вы, что подсветка различных городских объектов должна реализовываться в рамках единой концепции освещения?

- С точки зрения бизнеса, вполне логично делать отдельные проекты в рамках единой стратегии. Исходя из опыта РКС, общая проблема отсутствия стратегических программ развития городов является серьезным препятствием для разработки долгосрочных проектов развития современной коммунальной инфраструктуры. С другой стороны, возвращаясь к теме, если смотреть на природу света с точки зрения среды, здоровья, безопасности, удобства, потребностей социума, думаю, что светодизайн может и не быть ограничен какой-то строго определенной концепцией. В любом случае подсветка городских объектов должна быть максимально практичной и привязанной к конкретным источникам света и прочему оборудованию.

- В странах Европы крупные энергетические компании берут на себя основное бремя затрат на освещение городов и связующих магистралей. Применим ли аналогичный опыт в России?

- Как правило, проведение реконструкции наружного освещения города осуществляется в том числе и с целью перехода на энергосберегающие и более долговечные источники света для освещения магистральных дорог. Так замена старых светильников на новые, оснащенные натриевыми или люминесцентными лампами может сократить потребление электроэнергии в городе на наружное освещение на 40 процентов. Так что заинтересованность энергетических компаний тут очевидна.

- Насколько целесообразно, на ваш взгляд, использование опыта западных светодизайнеров и привлечение их к работе в России?

- Думаю, что использование передового опыта – это всегда хорошо. Только сначала надо проанализировать, насколько эффективно его применение в российских условиях. Эта сфера сейчас активно развивается и в нашей стране. Насколько я знаю, российские светодизайнеры предлагают уникальные решения для наших городов, в проектах используются отечественные технологии, оборудование и материалы.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design