О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: ПРАВИЛА БОЯ ::
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
Разместить проект
Разместить новости
Каталог компаний
Добавить резюме
Резюме
Добавить вакансию
Вакансии
Учетная запись
Выход

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

ПРАВИЛА БОЯ

Новости светового рынка

Номер журнала: 6(14)-2004
Рубрика: Архитектурное освещение
Автор статьи: Николай Щепетков

Городская архитектура издревле подчинена вертикали власти. В Вашингтоне ни одно здание не смеет подняться выше Капитолия, как в стародавней Москве нельзя было возводить постройки более высокие, чем колокольня Ивана Великого. В ленинградском прошлом Санкт-Петербурга высотное строительство также не поощрялось, дабы граждане с лоджий не подглядывали за атомными субмаринами в порту. А как же городской свет, существуют
ли законы, ограничивающие его стихийное распространение в мегаполисе? Об этом наш корреспондент беседует с профессором, кандидатом архитектуры, руководителем мастерской №9 архитектурного освещения ГУП "Моспроект-3" Николаем Щепетковым.

- Николай Иванович, перед нашей встречей мне передали от вас копию документа, регламентирующего проектирование городского, рекламного и витринного освещения в Москве. Возраст этого распоряжения мэра от 1 ноября 1995 года весьма почтенный, были ли за это время выпущены иные законодательные акты в области городского освещения?

Как вообще пункт, согласно которому решения об освещении тех или иных зданий принимались исполкомами местных Советов. Можно сказать, что новая эра архитектурного освещения началась с 1993 года, я об этом много писал и говорил. Тогда, в связи с предъюбилейными мероприятиями по световому оформлению города, вышло три или четыре правительственных постановления и несколько распоряжений мэра. В них пунктиром проходила мысль о необходимости вечернего освещения зданий, количество которых впоследствии подлежало уточнению. В соответствии с нашей первой концептуальной работой, был составлен достаточно обширный список этих зданий, и реализация этого списка заняла несколько лет. Основной упор был сделан на подготовку к юбилею города в 1997 году, на следующий год были запланированы Юношеские олимпийские игры. За эти два года освещено около 150 объектов - достаточно большое число, если вспомнить, что в 93-м - только 15-16. В 94-м, 95-м и 96-м годах темп проектирования и реализации ускорился.
Распоряжение мэра в 1995 году наиболее точно отвечало сложившейся ситуации. Оно было составлено Николаем Владимировичем Оболенским, который был в то время заместителем начальника Мосгосэкспертизы и одновременно заведовал нашей кафедрой Архитектурной физики в МАрхИ. Этот человек всю жизнь занимался светом - светом солнца, светом неба, искусственным освещением - и был настоящим энтузиастом направления. На основе этого распоряжения мы выпустили методическое руководство по практическому решению поставленных задач. В нем, в частности, указывалось, что в первую очередь должны быть освещены объекты в исторической части города, а затем памятники архитектуры и градостроительно важные объекты на всей остальной территории Москвы. Потом было выпущено два приказа по Москомархитектуре в связи с разработкой и утверждением паспорта на архитектурно-художественное освещение, но не на "световое оформление". Я всегда был противником именно этого термина: мы не оформляем объекты, мы создаем их новый образ.

В приказах для всех организаций, строящих или реконструирующих те или иные объекты, предписывалось включать в свои проекты специальный раздел "архитектурное освещение". Уже не "рекламное" или "световое", а "архитектурно-художественное". И этот приказ, прошедший визирование всех руководителей Москомархитектуры и ГлавАПУ, сегодня действует, и чиновники не рассматривают проекты без этого пункта. Можно сказать, что еще не все заказчики готовы платить за это дополнительные деньги, но когда власти обязывают и пункт об освещении входит в исходно-разрешительную документацию, с этим уже не поспоришь. И к нам стали за последние два года обращаться все чаще. Сейчас готов новый документ, где вновь говорится, что раздел архитектурного освещения должен быть в составе общего проекта и обязательно утверждаться на худсовете в Москомархитектуре. Пора проводить регулярный мониторинг, контроль над освещением объектов, собирать архив по этой теме.

- Каков практический результат данных распоряжений и постановлений. Изменилось ли что-то в световом облике города с их реализацией?

- Сейчас начинается определенная систематизация: сколько объектов освещено, какие именно. Пока она ведется только одним специально созданным подразделением - ГУП АХП (государственное унитарное предприятие по архитектурно-художественной подсветке). Недавно по моей просьбе они предоставили список - там более пятисот объектов, которые обслуживаются ими и находятся у них на балансе. Но сейчас становится все больше частных объектов освещения. Проектировать и затем эксплуатировать системы освещения на своих зданиях застройщики могут самостоятельно, а могут заключать договор с организацией, которая эти системы монтирует, - это уже их дело. И, в общем, точного представления о том, кому и сколько объектов в Москве сейчас принадлежит и в каком они состоянии, нет. Это дело живое: то включили, то не включили, то капремонт, то еще что-то. Гостиница "Москва" освещалась - ее разобрали. Дом Жолтовского на Моховой освещался - сейчас он на реконструкции. Несколько мостов переделано, и вообще в городе существует масса объектов, которые эпизодически по разным причинам закрываются, отключаются, потом восстанавливаются, и т.д.

- Насколько сильна сейчас законодательная инициатива в городском освещении? Существуют ли прецеденты, когда объекты не сдаются, потому что их освещение не соответствует нормам? Случаются ли у застройщиков проблемы из-за этого, или все достаточно просто решаемо: сходил куда надо, договорился, заплатил, заполнил паспорт, а в итоге никто и не смотрит, что получилось?

- Ну, пока дитя еще недоношено. Система новая, существуют определенного рода бюрократические препоны. Москва - гигантский организм, в ней довольно много фирм, поставляющих световое оборудование, и они сами пытаются делать проекты. То ли они не знают, то ли знать не хотят, что существуют распорядительные документы о порядке проектирования и утверждения проектов освещения. Существуют и инспектирующие организации, к примеру, так называемая светотехническая инспекция в составе ОАТИ (Объединения административно-технических инспекций), которая может спросить: есть ли у вас ордер, утвержден ли проект освещения?

Существуют федеральные объекты, которым городской закон как бы не писан. Кремль, к примеру, или телеграф на Тверской. Насколько я знаю, Федеральные власти за все эти годы ни копейки не вложили в освещение столичных достопримечательностей. Но московские инвесторы обнаружили, что чем лучше освещено жилое или офисное здание, тем быстрее оно продается. У нас даже при этом можно получить некоторые льготы. За рубежом освещение зданий приравнивается к рекламе, а от рекламы город получает деньги. А у нас, наоборот, программа освещения финансируется из городского бюджета - и проектирование, и строительство, и эксплуатация, и ремонт. Каждый год выделяются средства, в среднем около 50 млн. руб., на все новые и новые объекты. Их масса растет, расходы на эксплуатацию тоже. Я думаю, что скоро этот источник иссякнет, и город будет только поддерживать объекты, находящиеся у него на балансе, а вся тяжесть освещения новых объектов ляжет на плечи инвесторов. И, наверное, это правильно в условиях рынка.

- Со временем из этого распоряжения как-то незаметно исчезло витринное и рекламное освещение, почему?

- Увы, реклама вообще стихийна, а про витрины как-то позабыли. Были какие-то подвижки узаконить и контролировать рекламу, но идеального порядка, как известно, у нас не бывает. Здесь царит коммерция в чистом виде - сегодня реклама есть, а завтра ее уже убрали - кончился срок аренды. Сейчас, к счастью, крупную рекламу выдавливают из центра за пределы третьего транспортного кольца. Но витрины - важная часть городского освещения, и какие-то разработки в этом направлении ведутся. Раньше в этом принимал участие ЦНИИП инженерного оборудования, затем из-за отсутствия финансирования его лаборатория архитектурного освещения исчезла, сейчас систематизацией витринного освещения занимается "Светотехническая лаборатория" МНИИТЭП во главе с Александром Добровольским. Насколько мне известно, изначально контроль за светом витрин строился по нормативно-светотехнической линии: необходимые уровни и цветность света и т.д. Это не лишено основания, поскольку интуитивно проектирующий художник может натворить все что угодно. Витрины - часть публичного, городского пространства. Существуют законы зрения, и нельзя, чтобы витринное освещение ослепляло, но и недостаточное количество света также не дает нужного эффекта. Многие дизайнеры и декораторы этого просто не знают. Как и все составляющие городского освещения, витрины и наружная реклама должны подчиняться общей концепции освещения фасада, проспекта, района, но это направление, к сожалению, практически не финансируется.

Сейчас я, правда, делаю очередную концептуальную работу по формированию нового светового силуэта в связи с программой строительства "Новое кольцо Москвы" и новых высотных зданий, которых до 2020 года будет построено 288. Некоторые из них уже нависают над городом, и большинство освещено очень плохо. Некоторые объекты, такие как, например, "Эдельвейс" в Давыдкове, я рецензировал, на стадии проекта, давал какие-то рекомендации. И дизайнер вроде бы старалась эти рекомендации воплотить, и на худсовете проект утвердили, а вот недавно посмотрел в натуре - это, конечно, печально. Дом, почти не заселен, весь темный - а вверху торчат два освещенных заточенных карандаша, как два минарета.

Согласно обобщающему обзору, который мы провели, существуют и отдельные удачи. Любопытный объект - "Олимпия" в Строгине, когда сами строители додумались до цветового зонирования световой массы здания. Но когда дом заселят, эта живописность пропадет и все изменится к худшему. "Алые паруса" анонсировали интересное световое решение в период постройки, но после сдачи объекта все свелось к желтому освещению нижней зоны. Здание на пересечении Рублевского и Можайского шоссе также не радует - плевки света какие-то по фасаду. А ведь проект утвердили на худсовете…

- Но все-таки рекомендательно ваша организация борется за более стройную систему?

Ну, пытаемся… Я почти уже плюнул на это дело, потому что практически это борьба с ветряными мельницами. Не очень-то поддерживают. Проще написать статью. Может, и прочитают, но никто же не отреагирует… Я могу высказать любое, хорошее или плохое свое впечатление, но никому никакого дела до этого нет. Раньше, в советское время, трудно было пробиться с критикой, но уж если пробился - всем упомянутым приходилось как-то реагировать.

- Наверное, в командно-административной системе были свои рычаги подчинения - страх, к примеру. Сейчас его место, по всей видимости, должна занять материальная заинтересованность?

- Рычаги движения общества должны быть при любых демократиях, и достаточно жесткие. Мне говорили, что в некоторых странах ты не можешь повесить занавески, какие хочется, на окна, выходящие на центральную улицу. Не говоря уже о балконах. В Париже, этом городе балконов, я один только раз видел там велосипед, а так только цветочки - и все.

- В "Документе-95" все вроде было верно придумано. Ни одного объекта не сдается без специального разрешения Мосгосэкспертизы…

- С 1995 до 2002 года никто на это не реагировал, пока я не написал проект одного приказа. У меня тогда работы не было, и мне сказали: пиши во все инстанции, куда хочешь. И я начал "изобретать" проекты распоряжений мэра, правительства, Москомархитектуры… Что-то пошло, что-то застряло, что-то у меня осталось в столе. Но один документ - проект приказа по Москомархитектуре - прошел, и мы имеем результат. Раньше делали только один этап - рабочий проект, а сейчас, проектные организации заказывают утверждаемую стадию "проект", когда мы решаем основные творческие светокомпозиционные вопросы, составляем смету, и это все идет в Мосгосэкспертизу. Если в ИРД записано, что должен быть раздел архитектурного освещения, проект без него не пойдет. Это и есть механизм реализации идей. Но выпала стадия ансамблевой проработки, которую пока не финансируют, только иногда Москомархитектура из собственных бюджетных средств что-то заказывает.

- Город большой, наверное, нужно как-то локализовать проблему - передавать контрольные функции в префектуры, округа?

- Это важный вопрос. Десять лет мы работали на уровне города. Есть главный художник, ему с недавних пор подчинен отдел комплексного благоустройства ГлавАПУ. Поскольку наш раздел вместе с колористикой и озеленением включен в комплексное благоустройство города как самостоятельное направление, под него создана специальная наша мастерская. Но необходимого количества специалистов в городе пока нет, может быть, в связи с "паспортизацией" объектов появятся новые люди. Надо же кому-то следить: сделано или не сделано. Потому что утвердить на худсовете - одно, а в реальности получается совсем другое. Деньги истрачены, а отчего отрицательный эффект? От недостатка опыта, от отсутствия контроля.
В каждом округе есть не только главный архитектор, но и главный художник. Вроде бы они не прочь взять все это на себя, тем более что они будут получать какие-то деньги за согласование проектов. А материальная заинтересованность должна быть обязательно. Жаль только, что цены за согласования, начинаясь с копеечных, растут на глазах. Удивительно, но год назад согласование наших проектов стоило 3000 руб., сейчас уже 12 000 руб. Для заказчика иногда это накладно, особенно если объект небольшой, а берут сумму одинаковую независимо от стоимости и сложности проекта и площади освещаемого фасада. Все, конечно, делается для простоты, но в итоге выглядит странновато…

Может быть, функции контроля за архитектурным освещением окончательно передадут в округа на волне общей реконструкции аппарата. Или все будет так же, как и сейчас, рассматриваться централизованно, но людьми, входящими в совет, состоящий из главных архитекторов и главных художников девяти окружных АПУ. Все вроде бы движется в логически правильном направлении, но некоторые моменты кажутся абсурдными. В 97-м мы выпустили 70 объектов, год спустя - 80. Если бы тогда была такая бюрократическая система согласования, как сейчас, мы не выпустили бы и 10 в год. Пока выпишут счет, пока заказчик оплатит, пока деньги придут - время пройдет немалое, а для нас это головная боль.

- Законодательные изменения в городском освещении касаются всей территории или только пределов третьего транспортного кольца?

- Конечно же всей - сейчас ведь принята программа формирования современного силуэта города, связанная с новым высотным строительством. Уже формируется четвертое кольцо, к нему в основном и привязано расположение новых высотных объектов. Из них только стоэтажный небоскреб "Москва-Сити" строится близко к центру, а все остальные гиганты встанут уже на четвертом кольце и двух - Северной и Южной рокадах. Они-то как раз и будут световыми доминантами периферийных районов. Уже начались аукционы на этих строительных площадкок.

- Как будет осуществляться борьба с нарушением светового законодательства, когда оно окончательно вступит в силу?

- Может, начнут штрафовать. Не исключено и прекращение деятельности тех или иных структур-нарушителей. Нарушение правил освещения - это же нарушение экологической обстановки. Наши глаза - самые поздние по эволюции из органов чувств. У них наибольший запас прочности, но он не бесконечен. Закрывают же неэкологичные заводики - почему бы не запретить объекты, разрушающие наше зрение?



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design