О журнале    Авторам    Реклама    Распространение    Избранное    События    Контакты    NEW! Проекты 
Журнал световых решений ИЛЛЮМИНАТОР: Свет меняет качество!
Русский
English


В номере Архив номеров
Иллюминатор - журнал световых решений :: Вечерний ОБЛИК ХРАМА :: подсветка храма, архитектурное освещение, лампа, светильник, прожектор, всетокомпозиция, световая среда, светотехника, световой поток,
Новости
Форум
Получить журнал
График выхода
Каталог компаний
Работа
Регистрация
Семинары
 
Разместить проект
Разместить новости
Каталог компаний
Добавить резюме
Резюме
Добавить вакансию
Вакансии
Учетная запись
Выход

 
 
 
Расширенный поиск

Сделать стартовой
Добавить в избранное
На главную



Rambler's Top100

Вечерний ОБЛИК ХРАМА

Новости светового рынка

Номер журнала: 2(16)-2005
Рубрика: Практика

Подсветка Храма Никиты мученика в МосквеПочти в каждой религии свет - символ божественного начала. Этим и определяется главная задача архитектурного освещения: создание светоносного образа храма как символа веры

Десять лет компания "Светосервис" занимается работами по освещению культовых объектов. За это время было выполнено архитектурное освещение более 100 храмов и 10 монастырей Москвы, а также церквей в Казани, Кагалыме, Тамбове, Омске, Белгороде, Ханты-Мансийске, Череповце, Сургуте, Мытищах, кремля в Вологде, Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Дивеево, колокольни в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Православный храм - это и здание культа, и памятник архитектуры, и символ веры, и, если речь идет о монастыре, - обитель монашества. Каковы особенности архитектурного освещения храмовых зданий в целом и каждого из них в отдельности? Об этом рассказывает главный инженер проекта Тамара Лукина.

- При разработке концепции архитектурного освещения культового сооружения учитывается его значимость как культурно-исторического и архитектурного памятника в общем градостроительном ансамбле, устанавливаются светокомпозиционные связи вечернего облика православного храма с окружающей застройкой, выбираются наиболее интересные планы и ракурсы. Вначале представители Русской православной церкви отнеслись к нашей работе настороженно (и до сих пор у некоторых из них есть мнение, что храмы должны оставаться в режиме природного освещения). Поэтому первые опыты освещения объектов православной архитектуры были ориентированы в основном на то, как это будет восприниматься со стороны города, внутренняя жизнь храма или монастыря не затрагивалась. Однако грамотный подход к освещению, результаты нашей работы постепенно убедили противников искусственного света в том, что наружное освещение не только не мешает особому церковному укладу, но, наоборот, формирует благоприятную световую среду.

- Какие приемы используются в архитектурном освещении?

- Как правило, это комбинация приемов общего заливающего и локального освещения. При помощи приборов заливающего света передается общая объемно-пространственная форма архитектурного сооружения.

- Какие элементы, на ваш взгляд, следует выделять особо, и с какими трудностями в работе сталкиваются дизайнеры и светотехники?

Освещение Храма Казанской иконы Божьей Матери, Дивеево- Безусловно, верхняя часть сооружений, купола и кресты, наиболее значима по смыслу и композиции. Для их освещения выбирается направление световых потоков в основном с запада и востока, что обусловлено канонами ориентации по частям света русских православных храмов.

Важные смысловые элементы храма, которые так же должны быть по-особому выделены светом, - алтарная часть (апсиды), центральный барабан (шатер, расположенный над амвоном), входы в храм и фасадная иконография.

Направление освещения крупных элементов должно быть таким, чтобы возникала светотень и лучше "читался" архитектурный объем. Трудность в том, чтобы избежать слишком резких теней, падающих на основной барабан от периферийных глав. Эта проблема решается путем установки дополнительных осветительных приборов локального освещения.

Приборы заливающего света, как правило, размещаются на соседних зданиях и опорах городского освещения. Иногда приходится устанавливать специальные опоры.

В качестве источников света применяются металлогалогенные лампы мощностью 250-400 Вт и 1000 Вт. При выборе мощности учитываются масштабность сооружения и расстояние до объекта.

Чтобы избежать слепящего действия мощных источников света, прожекторы приходится прятать за коньками кровель зданий, невысокими строениями, монастырскими стенами или устанавливать на них защитные решетки. Приборы для локальной подсветки размещаются непосредственно на сооружении. Локальный свет направлен на элементы декоративного оформления фасадов, на входы в храм и элементы наружной иконографии - фрески, панно. На многоярусных храмах и колокольнях осветительные приборы устанавливаются поярусно.

- Какие осветительные приборы применяются чаще всего?

Подсветка Новодевичьего монастыря в Москве- Для локальной подсветки это преимущественно малогабаритные осветительные приборы типа ГО 04-70-004, ЛО 04-15-001, ИО 04-500-002, ГО 04-150-004, ГО 05-35-002, ГО 05-70-001, ГО 05-70-002, ГО 05-70-003, ГО 04-70-003, ГО 04-150-002 с металлогалогенными и натриевыми лампами мощностью 35, 70, 150 Вт, компактными люминесцентными лампами и галогенными лампами накаливания.

Места установки прожекторов и их тип выбираются в каждом конкретном случае с учетом архитектурно-строительных решений культового сооружения, его декоративного оформления и светового решения.

- В чем особенности монтажа осветительной системы на разных частях здания?

- Для многоярусных колоколен локальное освещение выполняется как снаружи (объем и фасадная пластика), так и изнутри, из звонов. В звонах используются приборы с более теплой цветовой температурой (обычно натриевые лампы), с внешней стороны ставятся металлогалогенные лампы, что позволяет добиться цветового контраста.

Размещение приборов для наружной подсветки зависит от конструктивных особенностей сооружения и специфики пластического оформления фасадов.
В частности, если звоны обрамлены сдвоенными полуколоннами (колокольня в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре), осветительные приборы устанавливаются между ними, заподлицо к поверхности, чтобы хорошо читались объемы полуколонн и просвечивались все элементы карниза.

Освещение Церкви Покрова Богородицы в Медведкове, МоскваСамая высокая часть православного храма - колокольня. Ее внушительные размеры неизбежно вызывают проблемы при размещении приборов, а также при их дальнейшей эксплуатации. При отсутствии обходных галерей у многоярусных колоколен приходится монтировать приборы поворотного или откидного поворотного типа, чтобы можно было без риска для жизни проводить их обслуживание и замену ламп.

- У вашей компании есть опыт освещения не только отдельных церквей, но и целых монастырских ансамблей. В чем специфика подобных работ?

- Основная задача архитектурного освещения православного монастыря - максимально выявить силуэт ансамбля монастыря, выделить видимые из города архитектурные и смысловые доминанты, подчеркнуть пластическую и колористическую красоту и своеобразие ансамбля в целом, а также отдельных его сооружений, наблюдаемых с разных расстояний и точек, обозначить границы монастырской территории.

Освещение монастырских ансамблей делится на два уровня: видимое извне, с территории города, и внутреннее, рассчитанное на восприятие с монастырской территории. Как правило, эти две системы работают в разных режимах. Освещение, рассчитанное на город, совмещено с системой управления городским светом, а график управления внутренней системой согласовывается с распорядком жизни монастыря.

Большинство монастырей снаружи окружено крепостными стенами с башнями и надвратными постройками. Чаще всего освещение монастырских стен выполняется с помощью заливающего света приборами, размещенными снаружи. Так были освещены стены Донского и Новодевичьего монастырей. В их открытых башнях были установлены параболоцилиндрические осветительные приборы с натриевыми лампами, которые высвечивают изнутри ажурное обрамление башен.

Подсветка Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, Дивеево- На одном из ваших объектов, Свято-Даниловом монастыре, применен принцип подсветки контура крепостных стен. Расскажите о нем подробнее.

- Стены этого монастыря отличаются по высоте и стилю. Одним из немногих объединяющих их архитектурных элементов оказались зубцы в форме ласточкина хвоста. На этом и был построен принцип освещения.

Между зубцами мы установили небольшие светильники с энергоэкономичными компактными люминесцентными лампами, что позволило высветить верхний контур зубчатой стены. Подсветка объединила весь архитектурный ансамбль монастыря и обозначила его границы.

Задачи освещения, "работающего" на внутреннюю территорию, решаются с учетом монастырского уклада и особых, камерных масштабов восприятия.

- Многие действующие храмы в той или иной степени нуждаютсяв реставрации. Светотехникам, работающим "лицом к лицу" с объектом, это особенно видно. Как вы поступаете в том случае, когда требуется осветить тот или иной архитектурный элемент, а он, как выясняется, выглядит "не в лучшем свете"?

- Реставрируем. Так мы поступили состарым оригинальным светильником у одного из входов Большого cобора Донского
монастыря. Восстановили один из уцелевших светильников, установленный на высокой подклети, и воссоздали пять отсутствующих светильников. Восстанавливаем линию подзоров по сохранившимся элементам чеканки для установки за ними осветительных приборов, органично вписывающихся в общую стилистику культовых зданий.

- А как вам работается с заказчиком, ведь Московская Патриархия -заказчик особый?

- Были определенные моменты настороженности в самом начале, было довольно много советов и вмешательств, но постепенно священнослужители решили довериться профессионалам. И они не обманулись в своих ожиданиях.



Оставить отзыв в форуме ...

Узнать, где можно получить журнал, Вы сможете здесь ...



Добавить компанию в каталог :: Разместить Вашу новость на сайте :: Учетная запись :: Выход

Центр Светодизайна
18.02.2011

ЦЕНТР CВЕТОДИЗАЙНА завершил проект подсветки нового дома приёмов Президента РФ в подмосковных Горках-9

В интерьерном освещении дома приёмов применены осветительные приборы и источники света последнего поколения.
14.09.2010

Освещение фасада и ландшафтное освещение Luxury Village (Барвиха)

Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды. Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
16.07.2010

Сосновый бор. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
16.07.2010

Новахово. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
16.07.2010

Дубровка. Частная усадьба. Архитектурное и ландшафтное освещение.

Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Освещение кабинета Президента РФ

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Конференц-зал.

Интерьерное освещение.
12.07.2010

Дом приемов Президента РФ. Переговорная в расширенном составе.

...
12.07.2010

Сочи. Олимпиада 2014.

Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
12.07.2010

Лазурный берег Франции

Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
12.07.2010

Сочи. Красная Поляна. Царский ручей.

Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...
16.02.2011

Cоздание индивидуального светового решения для загородного дома и сада заказчика

Создание сайта: Веб-студия NT-Design