Погода летом не располагала к отдыху ни на природе, ни на даче. Лето решило в этом году не заглядывать в наши широты, не баловать своим вниманием, не расслаблять. И кто-то в поисках потерявшегося лета отправился в дальние страны: к морю, к солнцу, к неге. А некоторые, воспользовавшись именно такой погодой и редким отсутствием вечных пробок в городе,
с энтузиазмом засели за работу в офисе.
Cаранская "Лисма", которой в этом году исполнилось 55 лет, - самый крупный производитель источников света и светотехнического оборудования в России и Европе. Еще в 80-е годы запущенная руководством предприятия фраза о том, что "в республике нет семьи, прямо или косвенно не связанной с работой в светотехническом производстве", не потеряла своей актуальности и сегодня - в отрасли занято около 30 000 жителей Мордовии.
Узорчатая плитка красноярских ночных улиц, залитые прожекторами, только что запущенные городские куранты, мелодия которых плывет над рекой, сверкающая часовня на Караульной горе, куда почти четыре столетия назад высадились казаки красноярского родоначальника атамана Дубенского. Вспыхнувшие в электрических лучах купола и колокольни церквей, украшенные световыми гирляндами аллеи молоденьких пихт, березок, вишен, рябин и пальм, доставленных из Сочи и зимующих теперь в специальной оранжерее, чтобы летом окружить полторы сотни красноярских фонтанов. Бронзовых, мраморных, в виде водопадов и крутящихся гранитных шаров, камерных и огромных, многоступенчатых, управляемых компьютерами.
У Омска сложное прошлое: в царское время он был городом-тюрьмой, а советскую эпоху прожил со статусом закрытого города, в который не впускали иностранцев. Территории многочисленных оборонных предприятий особо не освещались - видимо, для того, чтобы спутники-шпионы не сфотографировали их из космоса. Так уж получилось, что отсутствие светомаскировки не стимулировало иллюминацию. Только к годовщине Октябрьской революции да к Первомаю фасады домов и заводские проходные украшались большими плакатами и гирляндами. Этим занимались сами предприятия и специальный трест "Торговая реклама", ныне не существующий. Уже больше десяти лет Омск является открытым городом, но преодолеть световую "застенчивость" не может до сих пор.
Анализируя подход к архитектурному освещению в российских городах, тем более в "глубинке", приходишь к тому, что световой дизайн по-прежнему воспринимается как роскошь. Во всяком случае, функциональный свет занимает в городских программах и планах куда более серьезное место.
Торговый комплекс "Дирижабль" находится в центре Ботанического района - одного из крупнейших в Екатеринбурге. Первоначально здание было спроектировано как крытый рынок, но затем переросло в торгово-развлекательный центр с собственной инфраструктурой.
"Дирижабль" - образец современной архитектуры, выполненный из легких конструкций, значительная часть его фасадов покрыта стеклом. Гигантский свод опирается на фермы. Элементы конструкций акцентированы в интерьере здания и выходят на фасад. Фермы являются лейтмотивом декоративного оформления фасада. Главные элементы фасада со стороны ул. 8 марта и ул. Белинского выполнены из витражного стекла с зеленоватым оттенком.
Знаменитые
Бранденбургские ворота в Берлине предстали в новом облике. Хрестоматийный символ
некогда разделенной но вновь ставшей единой столицы Германии, подвергся радикальной
реставрации и приобрел еще более впечатляющий вид, благодаря новой концепции освещения,
разработанной берлинским инженерно-техническим бюро г-на Фолькера фон Кардорфа.
Еще
пять лет назад трудно было представить себе такое абсурдное словосочетание -
cвет не может быть грязным. Свет - символ чистоты, символ прекрасного и возвышенного.
Поскольку термин сомнительный, его иногда заключают в кавычки. Однако, в чем
же его суть? Что это, реальная проблема, с которой не могут не считаться архитекторы
и светодизайнеры, или же модная игрушка для борцов за всяческие права, в данном
случае - за права бедных насекомых и несчастных птиц?
Борцов со световым загрязнением можно рассматривать как представителей новой ветви экологического движения. Главным аргументом этих борцов является тот факт, что в последние годы интенсивное и широкомасштабное электрическое освещение городов мешает астрономам работать, а жителям наслаждаться видом звездного неба. В темноте, на природе, за пределами освещенного города человек в безлунную ясную ночь способен разглядеть невооруженным глазом до 2500 звезд 1-6-й величины, а с городских улиц и площадей, залитых светом фонарей и реклам, он увидит, в лучшем случае, не более сотни-двух самых ярких звезд 1-2-й величины. Другим основополагающим аргументом экологов новорожденной ветви служит утверждение, что интенсивное освещение населенных пунктов и загородных магистралей мешает миграции и жизни птиц и летающих насекомых (а, кстати, как они мигрируют в облачные ночи?). Попутно к этой экологической напасти причисляют ухудшение зрительных условий пешеходов, водителей и обитателей зданий.
В
течение 2003 года, официально объявленного Годом благоустройства и наведения
порядка на земле, по всей Беларуси проводились работы по комплексному благоустройству
и озеленению территорий, установке ограждений и малых архитектурных форм, устройству
цветников и газонов, посадке деревьев и кустарников, мощению дорожек и площадок.
В результате в белорусских городах и весях стало появляться все больше островков
ландшафтного благополучия.
С командой агентства Concepto Роже Нарбони изучил более 75 ведущих схем светового
обеспечения во Франции и за границей (Нант, Бордо, Тулуза, Гренобль, Рубэ, Афины,
Милан, Брюссель и т.д.), создал систему освещения таких крупных объектов, как
"Зеленое течение Ниора", оранжереи "Отой", фонд "Картье",
музей Малого Дворца в Париже, западный фасад Собора Парижской Богоматери, замок
Шамбор, крепость Бруаж, берега Сарты в Аленсоне, развязка автострады А29 в Гавре,
центр Намура (Бельгия), центр Афин и мост Рион Антирион в Греции. С 1999 года
проводит оригинальные исследования ночных пейзажей и экологии света: автор научной
работы "Свет и пейзажи" (Moniteur, февраль 2003). В 2002 году вместе
с Лораном Фашардом возглавил Праздник света в Лионе.
Что-то
вдруг изменилось! Желание жить на свету, зародившееся там, на сытом благополучном
Западе, достигло и наших "палестин". Причем не только московских или
питерских, но и заволжких, зауральских, закамских. Звонят из небольшого сибирского
городка, просят подобрать надежных партнеров. Если, конечно, не дорогоѕ Церковь
подсветить надо, да и городской парк, в который страшно входить по вечерам.
Этьен Биуль уверен: "Свет маскирует ошибки дизайнера столь же успешно,
как соус - ошибки повара". Тезис полон иронии, которую могут позволить
себе те, кто хорошо разбирается в искусстве декоративного оформления и в кулинарии.
Этьен Биуль - дипломированный повар и художник по интерьерам, владелец трех
ресторанов в Брюгге и Антверпене.
Освещение
для российских рестораторов - тема, безусловно, не новая. И не основная! Но
если кулинарный шедевр невозможен без пряностей и специй, то интерьер без правильного
освещения - как выдохшееся шампанское: градусы те же, а праздника нет. Многие
это понимают, но каждый делает по-своему. Одни, расставив на столиках свечи,
считают, что теперь все в порядке. Другие, полагая, что опыта домашних ремонтов
вполне достаточно, чтобы проложить электрокабель, повесить люстру и вкрутить
лампу, ограничиваются обращением к простым исполнителям.
Мы предложили прокомментировать ситуацию нашим коллегам - членам Европейской ассоциации
светодизайнеров, имеющим многолетний опыт проектирования ресторанного света.
При этом мы попросили их обратить внимание главным образом на два тезиса Сергея
Демидова: "Светодизайнеру и ресторатору трудно найти общий язык" и
"Создавая световой дизайн ресторана-ретро, вполне можно положиться на собственную
память и обойтись собственными силами".
Широко
разрекламированный ресторан "Скетч", открытый в 2003 году, - совместное
предприятие великого (без преувеличений!) шеф-повара Пьера Ганьера (Pierre Gagnaire)
и владельца лондонского ресторана "Момо" Мурада Мазуза (Mourad Mazouz).
Расположенный рядом с лондонской Риджент-стрит, "Скетч" занимает солидный
городской особняк XVIII столетия.
Ресторан
восточной кухни "L'Orient", расположенный на Хай-стрит в фешенебельном
лондонском пригороде Пиннер, пользуется популярностью и у художественной элиты
и у бизнесменов Сити. При этом здесь первоклассный винный погреб - явление,
заметим, редкое в китайском или японском ресторане.
Проведенный нами по просьбе российских рестораторов мониторинг светотехнических
компаний обнаружил интересную особенность. На Западе компании все больше стремятся
к специализации, и в этой связи все отчетливей прослеживается тенденция к разделению
светодизайнерского рынка. В России, напротив, преобладают "специалисты
широкого профиля", которые берутся за всё.
Идея
создать в Хакни музыкальный центр, стирающий границы между музыкальными жанрами
и направлениями, впервые зародилась в Совете Хакни в начале 90-х. Хакни - один
из беднейших и этнически разномастных лондонских пригородов. А музыка во все
времена была тем самым катализатором, который способствовал примирению и сближению
разнородных культур. Члены Совета надеялись, что подобный центр объединит жителей
пригорода, снимет напряженность и сделает обстановку более доброжелательной.
"Место,
где реализуются мечты, где создаются изобретения и внедряются новации"
- этими словами Рон Денис, президент TAG McLaren Group приветствовал рождение
технологического центра McLaren, нового главного представительства компании,
открытие которого состоялось в мае этого года.
Легендарная
фирма не перестает удивлять своих ценителей не только прихотливой фантазией
дизайнеров, исключительным качеством драгоценных камней, уникальной техникой
исполнения, но и на редкость оригинальной презентацией ювелирных изделий.
Одной
из важнейших составляющих архитектурных и интерьерных решений всегда был световой
дизайн. В моделируемых искусственных пространствах в достижении необходимого
психологического воздействия на человека свет играет едва ли не самую важную
роль. И этот тонкий инструмент в талантливых руках помогает раскрывать неограниченные
возможности художественного оформления.
Драгоценности,
как правило, выставляют в обычных стеклянных витринах, оснащенных верхней подсветкой
галогенными лампами. Однако есть ювелиры, которые для своих изделий находят
весьма неординарные формы показа.
Идея
проведения Московского международного салона изящных искусств принадлежит президенту
ACS (Art Culture Studio) Иву Бувье. Транзитом через Маастрихт, Женеву и Нью-Йорк
экспозиция добралась до Москвы. В начале июня она разместилась в Галерее искусств
Зураба Церетели.
В светотехнике
концепция использования асимметричного отражателя в прожекторах появилась относительно
недавно. Это решение оказалось оптимальным для освещения спортивных сооружений,
стадионов, автостоянок и общественных зон.
Концепция освещения, разработанная специалистами Центра Светодизайна для Luxury Village, имеет два уровня светового планирования: создание общего светокомпозиционного решения и комфортной визуальной среды.
Светокомпозиционное решение объединят все архитектурные объекты в единое целое и имеет несколько составляющих: световые доминанты, которыми выступают мосты и площади, и фоновые элементы - фасады и мощение, первичные акценты - витрины и подсвеченные вывески, и вторичные акценты - выносные витрины и покеты, а также дополнительное освещение парковочных зон и деревьев вдоль парковок.
Ландшафтная подсветка выполнена с минимумом оборудования (декоративных фонарей), в качестве основного приёма освещения выбрана подсветка с деревьев. Применено сочетание галогенного и светодиодного света в тёплой цветовой гамме.
Применены диммируемые галогенные и светодиодные лампы, позволяющие создать разные световые сценарии для дежурного, повседневного и праздничного режимов освещения.
Современная частная архитектура требует продуманных решений и нетрадиционных приёмов освещения. Часто ключ к решению лежит во взаимодействии внутреннего и наружного освещения.
Освещение олимпийского парка, кроме решения функциональных и архитектурно-художественных задач, носит яркий событийный характер. Динамичный таймлайн двухнедельного олимпийского марафона, расписанный буквально по минутам, непосредственно определяет с...
Ландшафт частного владения на средиземноморской ривьере – живописное сочетание сезонной и вечнозелёной растительности, открытой поляны и тенистого сада, каменистых дорожек и ручья с прозрачной водой.
Буквально «вертикальный» рельеф, скалы и достойная дендрария растительность, бушующий поток воды – редкостные для России, но вполне типичные для Красной поляны декорации для ландшафтной подсветки. Безусловно, сюда нужно добавить прозрачный, «бриллиан...